Фотографии конца XIX — начала ХХ вв.
Значительную часть собрания ТИАМ составляют фотографии. Это снимки разных временных периодов и тематики. Одна из коллекций — «Фотографии конца XIX — начала ХХ вв.» — представляет собой совокупность пейзажных и жанровых снимков, портретов людей и кадров с изображениями архитектурных памятников. Здесь присутствуют как профессиональные фотографии, выполненные в фотоателье, так и любительские снимки. Источники поступления различны, чаще всего это семейные архивы.
Из истории фотографии в России и Туле
Изобретение в первой половине XIX века французом Луи Дагером дагеротипии — технологии фотографирования на химически обработанную металлическую пластину — положило начало эре фотоателье.
Фотографы сначала пользовались полностью постановочными принципами съемки, но с развитием технических возможностей, сюжетность менялась. От статичных павильонных портретов и натюрмортов фотография вышла на улицу, появились жанровые сцены на различные темы – деревенская жизнь, городской жанр, промышленные поселки, сцены путешествий и экзотических экспедиций, документальные съемки исторических событий.
Значительную часть собрания ТИАМ составляют фотографии. Это снимки разных временных периодов и тематики. Одна из коллекций — «Фотографии конца XIX — начала ХХ вв.» — представляет собой совокупность пейзажных и жанровых снимков, портретов людей и кадров с изображениями архитектурных памятников. Здесь присутствуют как профессиональные фотографии, выполненные в фотоателье, так и любительские снимки. Источники поступления различны, чаще всего это семейные архивы.
Из истории фотографии в России и Туле
Изобретение в первой половине XIX века французом Луи Дагером дагеротипии — технологии фотографирования на химически обработанную металлическую пластину — положило начало эре фотоателье.
Фотографы сначала пользовались полностью постановочными принципами съемки, но с развитием технических возможностей, сюжетность менялась. От статичных павильонных портретов и натюрмортов фотография вышла на улицу, появились жанровые сцены на различные темы – деревенская жизнь, городской жанр, промышленные поселки, сцены путешествий и экзотических экспедиций, документальные съемки исторических событий.
«Любители фотографии не останавливаются ни перед чем, если является возможность сделать интересный снимок». «Наше время», №10, 1907 г. (иллюстрированный журнал литературы, политики и общественной жизни, бесплатное приложение к «Петербургской газете»)
К концу XIX века фототехника, как модная техническая новинка, стала доступна широкой публике. Огромную популярность приобретает самостоятельный процесс фотографирования. Фотокамеру брали с собой для проведения досуга и для работы – фотофиксация рабочих моментов.
Уже в сентябре 1840 г. В. Строев рекомендовал читателям «Северной пчелы»: «Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела, не подверженный ни усталости, ни болезни; не ленивый, не нуждающийся в красках и других материалах. Ему нужны только лучи солнца. Художники с пользой употребят дагеротип для снятия моделей. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа…».(1)
К концу XIX века фототехника, как модная техническая новинка, стала доступна широкой публике. Огромную популярность приобретает самостоятельный процесс фотографирования. Фотокамеру брали с собой для проведения досуга и для работы – фотофиксация рабочих моментов.
Уже в сентябре 1840 г. В. Строев рекомендовал читателям «Северной пчелы»: «Теперь у всякого путешественника может быть живописец в чемодане, живописец верный, мастер своего дела, не подверженный ни усталости, ни болезни; не ленивый, не нуждающийся в красках и других материалах. Ему нужны только лучи солнца. Художники с пользой употребят дагеротип для снятия моделей. Самая верная, твердая рука не срисует так отчетливо, как природа…».(1)
Первые фотомастерские в России открывались только с разрешения Министерства внутренних дел. Владельцы фотомастерских давали подписку не производить работ, не одобренных цензурой и не дозволенных правительством, а также подчиняться всем, как ныне существующим, так и могущим быть изданными правилам о фотографических заведениях. Отныне они были обязаны регистрироваться, получать свидетельство, иметь вывеску и точный адрес ателье.
«Фотографщикам воспрещается копировать карточки и портреты политических преступников, а равно снимать и копировать соблазнительные изображения. Снимки же с картин и эстампов печатаются не иначе, как с цензурного дозволения Фотографические заведения обязаны хранить в должном порядке, под номерами, в течении одного года, по одному экземпляру всех отпечатанных карточек, портретов, видов и проч., на случай могущих возникнуть по сему предмету справок». (1)
Далее в законе регламентировалось время работы ателье, почтовые правила пересылки фотографических карточек и пр. И нигде не упоминалось о защите авторского права на произведения. Лишь «в 1910 г. на заседании Государственного Совета рассмотрели законопроект, а в 1911 г. был опубликован и сам закон об авторском праве фотографа на свои произведения. Его срок распространялся на 10 лет. Фотограф имел исключительное право повторять и издавать свое произведение, после его смерти оно переходило к правопреемникам. Использование произведения без согласия автора считалось нарушением закона. В коммерческой же сфере фотография становилась собственностью заказчика как оплаченная продукция. И хотя не все пункты законопроекта устроили фотографическое общество, в целом факт его введения был признан прогрессивным». (1)
Первоначально съемку в фотоателье могли себе позволить только состоятельные люди, и сам факт съемки был большим событием для всей семьи. Первые портреты снимали на очень длинной выдержке, поэтому на фотографиях люди получались с закрытыми глазами — невозможно было не моргать в течение нескольких минут. Прорисовкой глаз в ателье занимался ретушер, который устранял также все неточности снимков и по желанию клиента раскрашивал портреты акварелью.
Производство фотографий было делом достаточно трудоемким. В одиночку, как сейчас, справиться с этим было невозможно. В каждом фотоателье работал внушительный штат сотрудников.
Как правило, первые фотографы работали в жанре портрета. Объекты съемки обычно располагались рядом с большим световым окном или под стеклянным потолком для равномерного освещения. До конца XIX века в фотографических заведениях использовали только естественное освещение. Это сказывалось и на особом строении помещений, и на режиме работы фотоателье — с 10 до 15 часов и только в ясную погоду. С появлением в 1880-е годы электрического освещения фотоателье стали работать по вечерам, а в начале XX века в фотографию пришла мода на съемку со вспышкой, и теперь фотосалоны могли исполнить пожелание клиента в любое время и при любых погодных условиях.
Первые фотомастерские в России открывались только с разрешения Министерства внутренних дел. Владельцы фотомастерских давали подписку не производить работ, не одобренных цензурой и не дозволенных правительством, а также подчиняться всем, как ныне существующим, так и могущим быть изданными правилам о фотографических заведениях. Отныне они были обязаны регистрироваться, получать свидетельство, иметь вывеску и точный адрес ателье.
«Фотографщикам воспрещается копировать карточки и портреты политических преступников, а равно снимать и копировать соблазнительные изображения. Снимки же с картин и эстампов печатаются не иначе, как с цензурного дозволения Фотографические заведения обязаны хранить в должном порядке, под номерами, в течении одного года, по одному экземпляру всех отпечатанных карточек, портретов, видов и проч., на случай могущих возникнуть по сему предмету справок». (1)
Далее в законе регламентировалось время работы ателье, почтовые правила пересылки фотографических карточек и пр. И нигде не упоминалось о защите авторского права на произведения. Лишь «в 1910 г. на заседании Государственного Совета рассмотрели законопроект, а в 1911 г. был опубликован и сам закон об авторском праве фотографа на свои произведения. Его срок распространялся на 10 лет. Фотограф имел исключительное право повторять и издавать свое произведение, после его смерти оно переходило к правопреемникам. Использование произведения без согласия автора считалось нарушением закона. В коммерческой же сфере фотография становилась собственностью заказчика как оплаченная продукция. И хотя не все пункты законопроекта устроили фотографическое общество, в целом факт его введения был признан прогрессивным». (1)
Первоначально съемку в фотоателье могли себе позволить только состоятельные люди, и сам факт съемки был большим событием для всей семьи. Первые портреты снимали на очень длинной выдержке, поэтому на фотографиях люди получались с закрытыми глазами — невозможно было не моргать в течение нескольких минут. Прорисовкой глаз в ателье занимался ретушер, который устранял также все неточности снимков и по желанию клиента раскрашивал портреты акварелью.
Производство фотографий было делом достаточно трудоемким. В одиночку, как сейчас, справиться с этим было невозможно. В каждом фотоателье работал внушительный штат сотрудников.
Как правило, первые фотографы работали в жанре портрета. Объекты съемки обычно располагались рядом с большим световым окном или под стеклянным потолком для равномерного освещения. До конца XIX века в фотографических заведениях использовали только естественное освещение. Это сказывалось и на особом строении помещений, и на режиме работы фотоателье — с 10 до 15 часов и только в ясную погоду. С появлением в 1880-е годы электрического освещения фотоателье стали работать по вечерам, а в начале XX века в фотографию пришла мода на съемку со вспышкой, и теперь фотосалоны могли исполнить пожелание клиента в любое время и при любых погодных условиях.
Для неподвижности человека во время съемки дагеротипного портрета за объектом устанавливался металлический кронштейн, фиксирующий и удерживающий тело и голову от произвольного покачивания и шевеления, позже при появлении новых техник, длительность экспонирования фотографии резко сократилась и необходимость фиксации тела отпала.
Для неподвижности человека во время съемки дагеротипного портрета за объектом устанавливался металлический кронштейн, фиксирующий и удерживающий тело и голову от произвольного покачивания и шевеления, позже при появлении новых техник, длительность экспонирования фотографии резко сократилась и необходимость фиксации тела отпала.
«Неудачные фотографии»/ Журнал «Осколки», 1887 г. (русский юмористический литературно-художественный еженедельный журнал, издавался в Петербурге с 1881 по 1916 год).
Портреты дополняли предметами интерьера (столы, тумбы, ширмы и задники с богатыми интерьерами особняков) или личными характерными предметами портретируемого, которые они специально приносили с собой. В фотоателье появились разрисованные фоны с разными сюжетами, такими как интерьер квартиры, морское побережье и сельский пейзаж. (3)
Портреты дополняли предметами интерьера (столы, тумбы, ширмы и задники с богатыми интерьерами особняков) или личными характерными предметами портретируемого, которые они специально приносили с собой. В фотоателье появились разрисованные фоны с разными сюжетами, такими как интерьер квартиры, морское побережье и сельский пейзаж. (3)
Конец XIX-начало XX вв. Фонды «Тульского историко-архитектурного музея»
Следует вспомнить еще один жанр того времени, — это съемка мертвых людей. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения. Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека – его рождение, праздники… И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.
Следует вспомнить еще один жанр того времени, — это съемка мертвых людей. По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски. Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения. Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека – его рождение, праздники… И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.