Так (не) бывает. Вячеслав Колейчук. Объекты
Собрание семьи художника
Дата: 12/04 — 15/09/2024
вторник – воскресенье 10:00–20:00
Место: Нимфозориум (Тула, ул. Металлистов, 19).
Произведения Вячеслава Колейчука находятся на границе искусства и науки, художественного творчества и технического изобретательства. Важно понимать, что большинство объектов художника были созданы в докомпьютерную, доцифровую эпоху. Но это было время, когда в идейном и культурном универсуме человека особое место занимала вера во всесилие научно-технического прогресса. Факты науки и техники переходили в область элитарной и массовой культуры, присваивались ею: научно-технический дискурс присутствовал в литературе, публицистике, живописи, кино и телепередачах. «Итээры» – выпускники технических вузов, младшие и старшие научные сотрудники, лаборанты и аспиранты, кандидаты и доктора многочисленных НИИ – создавали особую среду, в которой научные дискуссии становились массовым и культурно значимым явлением. Наука становилась частью визуальной культуры, схемы, рентгенограммы, конструкции создавали новую образность.
Выставка «Так (не) бывает» — это попытка осмысления творчества Вячеслава Колейчука в контексте его времени, специфичными чертами которого были всеобщий культ научного знания, упоение космосом, технический оптимизм, смелые гипотезы и мечтания, приводившие зачастую к невозможности отделить научное от фантастического. Невероятное, загадочное, пророческое реверсивно встраивалось в научный дискурс. Это было время, которое обещало освобождение от земного притяжения в прямом и переносном смысле, давало надежду на новую жизнь, на радикальное обновление человека и человечества. И средством этого обновления мыслились наука и техника. Всё это являлось информационным фоном для художника и не могло не влиять на его творчество.
Куратор – Лилия Кашенцева
Логистика экспонатов, учет и хранение – Наталья Курбатова
Графический дизайн – Алексей Домбровский
Дизайн экспозиции – Ирина Картавых, Ирина и Армен Аганесовы
Авторы текстов – Лилия Кашенцева, Ирина Картавых, Юлия Михалева, Алексей Домбровский, Владислав Дегтярев
Техническая команда – Владимир Рощин, Александр Буренков, Татьяна Кошелева
Музей выражает искреннюю благодарность Анне Колейчук за предоставленные произведения и мемориальные предметы, а также за участие в подготовке выставки.
СМИ о выставке
Выставки недели в России: выбор «Артгида». Май 2024
Вне земного притяжения: в «Нимфозориуме» открылась выставка Вячеслава Колейчука
«Так (не) бывает»
Вячеслав Колейчук: о произведениях
Кинетические объекты
Кинетизм (от греческого kinetikos – движение, приводящий в движение) – область художественного творчества, основанная на идее движения, понимаемого широко – от физического перемещения до любого изменения или трансформации объекта в процессе созерцания зрителем.
Вячеслав Колейчук в своих работах использовал как визуальные эффекты, так и механическое движение. «Живая линия» (1980) кажется зрителю постоянно меняющейся нитью, а в основе иллюзии — вращение жесткого изогну¬того металлического прута. В «Космосе» (1976) движение «небесных тел» можно наблюдать внутри параболи¬ческого зеркала, к которому подвешен на тонких ниточках мобиль из оптического стекла. Идею кинетического рельефа «Сферы» (1971) художник подсмотрел в обычном курином бульоне. Линзы-«жиринки» превратились в оптические линзы, вклеенные в плексиглас, которые вращаются на фоне линеарной структуры, тем самым создавая сложный рисунок парящих сфер, напоминающих солнечную систему.
Самонапряжённые конструкции
Опытами по разработке самонапряженных конструкций Вячеслав Колейчук занялся, будучи студентом Московского архитектурного института. Изучая теорию и практику русского авангарда 1920-х годов, он обратил внимание на работу малоизвестного «художника-инженера» Карла Иогансона. В простой структуре, состоящей их трех металлических стержней, соединенных тросами-растяжками, он увидел «пространственный модуль из нового класса конструкций», открытый в конце 1950-х годов Ричардом Бакминстером Фуллером и названный им «tensil-integrity» («напряжение-целостность»). На основе этого модуля во второй половине ХХ века сооружали мосты, сетчатые перекрытия, радиотелескопы. Колейчук считал изобретателем этой системы русского конструктивиста Карла Иогансона.
Из комбинаций подобных элементов В. Колейчук создавал пространственные композиции. «Башни», «Мачты», «Крылья», «Парящие арки», «Иероглифы» — вот далеко не полный перечень произведений художника, в основе которых лежит принцип самонапряженных конструкций. Одна из самых совершенных скульптур художника — «Стоящая нить» (1976). Натянутая, подобно тетиве лука, она как будто опровергает закон земного притяжения. Спираль — символ бесконечности — у Колейчука обретает удвоение, напоминая о структуре молекулы ДНК, и показывает возможность бесконечного развития форм на основе повторяющихся элементов.
Самая внушительная самонапряжённая конструкция Колейчука – это 13-метровая скульптура «Атом», установленная в 1967 году на площади Института атомной энергии им. И. В. Курчатова в Москве. Она представляла собой шестиметровый ажурный шар, стоящий на одной точке, как бы зависший в воздухе и слегка движимый потоками воздуха.
Звуковые объекты
Овалоид – акустический инструмент из группы идиофонов (самозвучащий инструмент). Создавался В. Колейчуком в период с 1994 по 1996 год.
Инструмент имеет широкий диапазон тембровых и высотных характеристик звучания: от литавр — до колокольчиков, от звуков, подобных голосу — до квазисинтезаторных, искусственных. Звуки из овалоида можно извлекать палочками, смычком и различными тёрочками из кожи, резины, стекла, металла и пр. Когда Константину Райкину в постановке «Превращение» (по произведению Ф. Кафки) потребовалось необычное, «неземное» музыкальное оформление, он пригласил Колейчука. Партия овалоида была написана Александром Бакши. Также с помощью этого инструмента создавались музыкальные произведения Станиславом Крейчи («Исповедь», 1998; «Рождение вертикали», 1999; «Овалоиада», 1999); Хорхе Кампосом («Кон-Тики», 1996); Татьяной Михеевой («Музыка для звучащих объектов», 2004); Николаем Хрустом («Сотворение мира», 2013) и др.
Самонапряжённые колокола — звуковой арт-объект, созданный В. Колейчуком в середине 80-х годов в ходе экспериментов с самонапряженными системами конструктивиста 1920-х Карла Иогансона. Колейчук придумал оригинальный способ соединения стальных трубочек и тросов и в какой-то момент понял, что из них можно создавать звучащие самонапряжённые конструкции. Разнообразные конфигурации из стальных нержавеющих тросов и трубочек разных диаметров, длины, толщины стенок позволяли создавать различные тональности звучания. Колокола звучали как от удара по трубочкам (звон), так и от касания струн (нежный отзвук, «тень звона»).
Невозможные объекты
Невозможный объект, неразрешимая фигура – это тип оптической иллюзии, в результате которой фигуры, изображённые на плоскости, воспринимаются как трёхмерный объект. При внимательном рассмотрении таких фигур видны противоречивые соединения их элементов, и создаётся иллюзия невозможности их существования в трёхмерном пространстве. Примеры невозможных объектов: кольца Борромео, невозможный куб, лестница Пенроуза, треугольник Пенроуза, невозможный трезубец.
Треугольник Пенроуза — невозможный объект, который случайно придумал шведский художник Оскар Рейтерсвард в 1934 году, когда рисовал во время урока латинской грамматики в гимназии. Он изобразил треугольник в виде набора кубиков. В 1980 году вариант невозможного треугольника от Рейтерсварда был напечатан на шведских почтовых марках. В 1950-е независимо от Рейтерсварда треугольник был описан психиатром Лайонелом Пенроузом и его сыном Роджером, выдающимся математиком. Широкую известность эта фигура обрела после опубликования в 1958 году их статьи о невозможных фигурах в «Британском журнале психологии».
Треугольник Пенроуза выглядит как объект, состоящий из трех прямых балок квадратного поперечного сечения, которые сходятся в вершинах попарно под прямыми углами. Архитектор и художник Вячеслав Колейчук исследовал возможности перевода в объем плоскостных изображений невозможных фигур, в том числе, знаменитого «Треугольника Пенроуза». Он проанализировал двухмерные «несуществующие объекты» как обычные проекции и создал пространственные объекты, соответствующие заданным проекциям.
Самоколлаж
Вячеслав Колейчук назвал «самоколлажем» изобретенную им технологию трансформации изображения. Художник стремился обнаружить в обыденном иное измерение и добивался этого простой перестановкой частей изображения внутри него самого. При этом он пользовался только ножницами, клеем и своим особым видением. В отличие от обычного коллажа самоколлаж создавался без использования дополнительных иллюстраций, строго из одного изображения. Вырезанные фигуры художник переставлял, поворачивал и комбинировал так, чтобы создать эффект движения и объема. В итоге на листе проступала новая реальность, ранее скрытая в изображении. Так, например, в привычном пейзаже возникали космические объекты, и изображение приобретало новые смыслы.
Светостереографика
В основе нового направления, изобретенного В. Колейчуком в начале 1990-х годов, лежит графическая техника, получившая в дальнейшем несколько названий — штриховая стереография, светостереография, бликостереотектоника, «живая графика».
Новый графический способ художник обнаружил случайно: в процессе шлифовки металла он заметил, что при падении луча света на испещренную штрихами поверхность металлического листа создается ощущение парящего изображения. По сути, штриховая стереография — это способ гравировки изображения на гладкой поверхности (железо, латунь, дерево, медь, алюминий, металлическая фольга и т.п.), позволяющий создать иллюзию объёма в луче направленного света. Возникает эффект голографического изображения, но без специальных технических приспособлений. Появляющиеся изображения не только объемны, но и динамичны: они меняют конфигурацию и перемещаются в пространстве при движении зрителя. Для усиления этого эффекта автор иногда помещает гравированные пластины на специальные вращающиеся постаменты, как, например, известную инсталляцию – «Три стакана». В этой работе для создания еще большей оптической иллюзии художник размещает рядом с виртуальными стереостаканами реальный граненый стакан.
«Кин-дза-дза»
Гравицапа, тренклюкатор, цак – эти и многие другие предметы вымышленного мира кинокартины «Кин-дза-дза» являются плодом фантазии Вячеслава Колейчука. В качестве технического задания режиссер фильма Георгий Данелия дал художнику только список необычных слов, которые затем превратились в названия объектов.
Первоначально Колейчук хотел остановиться на стиле хай-тек — полированный металл, высокоточное исполнение. Но после поездки на место съёмок — в пустыню, где металл мгновенно окисляется вследствие запредельной концентрации солей, — у него появилась идея сделать всё ржавым, но работающим, светящимся, вращающимся и движущимся. Он решил, что это как нельзя лучше подойдет для пустынного ландшафта фантастической планеты.
Об авторе
Вячеслав Колейчук
16 декабря 1941, дер. Степанцево Клинского р-на Московской обл.
–
9 апреля 2018 года, г. Коломна
1960-1966
Учится в Московском архитектурном институте на факультете градостроительства
1966-1967
Участник группы художников-кинетистов «Движение»
1967
В составе группы архитекторов разрабатывает и реализует проект оформления павильона СССР на ЭКСПО-67 в Монреале, Канада
По заказу Института атомной энергии имени И.В. Курчатова создает кинетическую монументальную композицию «Атом» на площади Академика Курчатова в Москве. Открытие состоялось 7 ноября 1967 года. Почта СССР выпускает марку с изображением «Атома»
1968–1969
Восстанавливает пространственную композицию Александра Родченко «Овал в овале» из коллекции Георгия Костаки
1975
Разрабатывает и реализует проект оформления павильона СССР
на ЭКСПО-75 в Окинаве, Япония
1977-1994
Заведует группой формообразования отдела теории и истории дизайна Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики
(ВНИИТЭ), Москва
1985
Создает монументальную композицию «Крылья» для павильона СССР на выставке ЭКСПО-85. Цукуба, Япония
1985-1986
Участвует в создании материальной среды, реквизита и музыкальных инструментов для кинофильма «Кин-дза-дза!» (студия «Мосфильм», режиссер Георгий Данелия)
1990-е
Осуществляет реконструкции работ русских конструктивистов Александра Родченко, Владимира Татлина, Карла Иогансона, Наума Габо, Густава Клуциса, Татьяны Макаровой
1992-1993
Реконструкции работ Карла Иогансона, осуществленные Вячеславом Колейчуком, представлены на выставке «Великая утопия», Schirn Kunsthalle, Франкфуртна-Майне; Stedelijk Museum, Амстердам; Музей Соломона Р. Гуггенхайма, НьюЙорк; Государственная Третьяковская галерея; Государственный Русский музей
1995
Создает сценографию для спектакля «Превращение» по рассказу Франца Кафки с использованием авторских акустических инструментов «Овалоид», «Проволокофон», «Самонапряженные колокола». Театр «Сатирикон», Москва
1997
Получает звание советника Российской академии архитектуры и строительных наук.
В соавторстве с московскими коллегами организует дизайнерскую школу «Новый ВХУТЕМАС»
1998
Становится лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства.
Начало работы над проектом «Тотальный театр Вячеслава Колейчука» (совместно с Анной Колейчук), соединяющим звуковые и пластические перформансы с мультимедиаинсталляциями и объектами.
2006
Осуществляет реконструкцию зала конструктивистов Второй весенней выставки ОБМОХУ 1921 года в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Создает и экспонирует шестиметровую версию «механической конструкции» Карла Иогансона для Международного фестиваля ландшафтных объектов
в Никола-Ленивце «Архстояние-2006»
2009
Мультимедийный перформанс «Путешествие квадратика» номинирован на премию «Золотая маска» как «Лучший спектакль-эксперимент»
2018
Избран академиком Национальной академии дизайна
Совместно с Анной Колейчук и Дмитрием Колейчуком работает над воспроизведением монументальной цветодинамической скульптуры «Атом» для Музея современного искусства «Гараж», Москва. Открытие скульптуры состоялось 6 мая 2018 года уже после смерти автора.
С 5 июля по 2 августа 2018 года в Государственном центре современного искусства (Москва) прошла выставка «Мастерская Вячеслава Колейчука»
2021
Персональная выставка «Вячеслав Колейчук. Живая линия» в Новой Третьяковке
Произведения Вячеслава Колейчука представлены на выставке «Столпы
русского авангарда. Три точки зрения». Совместный проект Пермской художественной галереи, Международного Дягилевского фестиваля и московской галереи «ГРОСарт», Пермь
2022
Шестиметровая «Реконструкция механической самонапряженной структуры Карла Иогансона» Вячеслава Колейчука представлена в рамках проекта «При
чем тут Малевич?» в Парке Малевича, Московская область