Послереволюционный период творчества Лентулова характеризуется активными поисками новой манеры живописи, Аристарх Васильевич в значительной степени отходит от принципов «Бубнового валета». Он много преподает: во ВХУТЕМАСе, Институте художественной культуры, с 1937 г. он – профессор Художественного института им. В.И. Сурикова. Вместе со студентами, иногда один, он много работает на пленэре, ездит по Подмосковью, по стране. 1931 годом датируется полотно «Кремль. Тула». Это всего лишь этюд, но какой выразительный! Мощь стен и куполов, плотный цвет кирпича и белого камня, насыщенный, материальный цвет! И при этом трудно сказать, что это реалистическая живопись. Лентулов остался верен цвету как основной характеристике формы.
На рубеже XIX-XX вв. в Туле бурлит художественная жизнь. Как никогда масштабно в городе ведется образование — рисунок, а порою и живопись преподаются в самых различных учебных заведениях: классической мужской гимназии, ремесленном и железнодорожном училищах, ремесленной школе Оружейного завода. В 1903 г. было организовано художественно-промышленное училище, в котором мальчиков обучали художественной ковке и соответственно рисунку. Иименно благодаря этому училищу Тула украсилась решетками в стиле модерн: дом Гречихина на Посольской ул., мужская гимназия-пансионат, особняк Ермолаевых-Зверевых на Киевской ул.; до сих пор сохранились некоторые могильные ограды на Всехсвятском кладбище. Во всех этих учебных заведениях преподавал замечательный художник и педагог Василий Фомич Гильберт (1874-1938). Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, ученик И.И. Левитана и В.А. Серова, Гильберт жил в Туле с 1904 г. до самой своей трагической гибели в Тесницком лесу. Его творческое наследие, хранящееся в основном в тульском художественном музее, мало изучено и еще меньше оценено по заслугам. Самой известной его работой является картина, точнее два варианта одной картины, именуемой «Ломовские ворота» (1934). Сразу оговоримся, что название неверное. Действие, показанное на картине, происходит в сер. XVIIIв., в то время усадьба была построена богатейшими тульскими купцами отцом и сыном Ливенцовыми. «Ломовскими» усадьба и ворота стали называться ближе к середине XIX в., после того как стали принадлежать семейству купца Василия Ломова.
В.Ф. Гильберт выступает как автор архитектурно-исторической реконструкции. В двух вариантах картины он изображает два варианта архитектурного решения великолепного здания, самого большого и роскошного в Туле 2 пол. XVIII в., а ныне ободранного и рассыпающегося. Что касается ворот, то художник видел их почти в том же виде, что и мы сейчас, в 1934 г. их исторический вид воссоздать было не сложно. Так же как и купола Крестовоздвиженской церкви, ныне утраченной. Это произведение охотно тиражировали в календарях, журналах, прочей полиграфической продукции. Сюжет отвечал социально-идеологическому заказу: роскошный купеческий (дворянский?) выезд из роскошных ворот роскошного дома и в противопоставление ему – сгорбленные, сжавшиеся фигурки побирушек. Но, как ни странно, сегодня небольшая картина Гильберта приобрела иное звучание: как же допустили мы, чтобы столь прекрасный архитектурный ансамбль, находящийся в двух шагах от кремля, превратился в руину? (рис. 9).