А. С. Панин, кандидат исторических наук, заведующий отделом «Тульский некрополь»,
МБУК «ТИАМ» (Тульский историко-архитектурный музей)
ИКОНЫ НА ПАМЯТНИКАХ ТУЛЬСКОГО НЕКРОПОЛЯ
Тульский некрополь (прежде всего Всехсвятское кладбище Тулы) является уникальным историческим источником, позволяющим изучить особенности повседневной жизни, мировоззрения, ритуальных практик русской провинции. Надгробие исторического кладбища (некрополя) объединяет в себе эпиграфику, символико-семантический план и художественные особенности, позволяя существенно уточнить и дополнить наши представления о культуре прошедшей эпохи (См., напр.: Пирютко Ю. М. Лазаревская усыпальница — памятник Русской культуры XVIII-X1X вв. // Памятники культуры. Новые открытия. 1988. М., 1989. С. 485). Принципиальной особенностью надгробий российского городского некрополя, в основных чертах сформировавшегося в XVIII — начале XX в. является их обусловленность религиозными воззрениями. «В то же время сами художественные решения определялись во многом формами господствующего стиля той или иной эпохи, национальной школы, индивидуальным почерком мастера….» (Ермонская В. В., Ненатухина Г. Д., и др. Русская мемориальная скульптура. К истории художественного надгробия в России XI — начала XX в. М., 1978. С. 8).
Древняя Русь знала определённые типы надгробий, в которых синтезировались разновидности архитектуры малых форм и прикладного искусства (Там же. С. 8). Одним из наиболее часто встречающихся надгробных памятников в новое время (в последней трети XVIII- XIX вв.) стал памятник имитирующий саркофаг (Ковшарь И. Г. Камни, отразившие время // Тульский краеведческий альманах. 2005. №3. С. 136-140). Тульский городской некрополь, являясь ярким образчиком российского провинциального некрополя в целом, включает немалое количество «саркофагов» и позволяет проследить эволюцию этого типа надгробия. Так уже в 1820-1830-х гг. на торцевой стороне тульских саркофагов появляются сложные «иконные сюжеты» а с середины XIX века декор фасадов начинает заметно меняться. «На западных торцах саркофагов евангельские сюжеты заменяются изображениями ангелов, впоследствии (в 1840-1850 гг.) фигура ангела трансформируется в изображение святого патрона умершего…» (Ковшарь И. Г. Тульский некрополь: надгробные памятники конца XVIII — начала XX в. // Тульский краеведческий альманах. 2003. № I. С. 128—133). Со второй половины XIX в. рельефы западных торцов саркофагов изображают Спасителя, затем Богоматерь с младенцем (Ковшарь И. Г Камни, отразившие время // Тульский краеведческий альманах. 2005. № 3. С. 136-140).
Помещение иконы («иконного сюжета») на надгробных памятниках (или поблизости) достаточно традиционно для Российского некрополя. Так, например, когда в 1704 году в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве, была погребена сестра Петра I, царевна Софья (1654-1704) над её гробницей был устроен «своеобразный иконостас», состоявший из 18 икон (Ананьева Т. А. Икона с виршами из надгробия царевны Софьи // Труды отдела Древнерусской литературы. Т. XXII: Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси. М.; Л., 1966. С. 437). Над самой гробницей на стене храма располагался образ «Страдания Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и история библейской Сусанны». На этой иконе были изображены два житийных цикла «святых жен» в соответствии с двумя именами погребённой — светским именем София и монашеским Сусанна. «Икона является характерным памятником своей эпохи — рубежа XVII- XVIII вв., точнее можно сказать, что она была создана в первое десятилетие XVIII в.…» (Ананьева Т. А. Указ. соч. С. 446). Сам надгробный памятник царевны Софьи представлял собой кирпичное надгробие, закрывающее каменную «гробницу» и встроенное в интерьер храма.
На «открытом некрополе» такой традиционный надгробный памятник как крест также часто соединялся с той или иной иконой. Например, говоря о развитии иконографии распятия, русский историк искусства Николай Покровский (1848-1917) отмечает присутствие иконографических сюжетов и на намогильных крестах. «На крестах греческих и русских Богоматерь и Иоанн Богослов изображаются часто в виде бюстов в оконечностях большой поперечной балки креста; к ним присоединяются иногда бюсты одной св. жены, Логина, ап. Павла и Иосифа (могильный крест в ростовск[ом] музее)…» (Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001 [Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892]. С. 453).
Таким образом, можно утверждать, что в русской традиционной культуре (то есть культуре широких слоёв населения России сформированной под влиянием Церкви) частью надгробия (погребального комплекса) могла быть икона, изготовленная из любого материала — дерева, металла или камня (известны так называемые «камнесеченные образы»). Это вполне соответствовало канонам православной Церкви, предлагавшей видеть в христианском погребении место поминовения почившего верующего.
Остаётся вопрос, являются ли иконы на надгробиях нового времени частью все той же единой традиции, целостной во всех отдельных проявлениях. На первый взгляд обилие иконографических сюжетов на памятниках Тульского некрополя (включающих не только изображение «святого патрона умершего» но и «евангельские сюжеты» и образы Иисуса Христа и Богородицы) говорит о достаточно произвольном выборе таких сюжетов и об отсутствии связи иконы с фактами биографии погребённого. Это делает необходимым внимательно изучить всю информацию, связанную с надгробием, одновременно используя другие исторические источники.
Изучение некоторых памятников типа «саркофаг» подтверждает уже зафиксированный обычай размещения изображения «святого патрона умершего» на западной стороне памятника, подобная практика прослеживается вплоть до начала XX века. Так, например, саркофаг, под которым погребён тульский купец Шестопалов Илья Алексеевич (… — 1897 (?)) декорирован рельефным изображением Святого пророка Илии (Ильи). Изображение соответствует иконе святого.
Другой памятник типа «саркофаг» также содержит изображение святой. Мемориальный текст на памятнике гласит: «Под сим камнем погребено тело жены причетника Николо-Зарецкой (?) церкви Евдокии Фёдоровны Молитовой. Скончалась 1881 года декабря 19 дня к 8 ч… жития её было…» (здесь и далее текст приводится в современной орфографии). Рельефное изображение на надгробии соответствует образу Святой преподобномученицы Евдокии.
Сразу следует отметить, что изображения «святого патрона умершего» встречаются не только на саркофагах. Так, например, на расположенном в северо-западной части Всесвятского кладбища участке погребений мещан Степановых можно увидеть памятники различных типов. Здесь представлены и белокаменные саркофаги с иконографическими сюжетами, и памятники типа «часовня». Один такой памятник типа «часовня» также содержит изображение святой, практически идентичное образу на саркофаге Евдокии Молитовой. Под этим памятником погребена Степанова Евдокия Лаврентьева (1789—1839(?)).
Однако в другом случае памятник типа «часовня», под которым погребена Глаголева Ольга Васильевна (1825-1867) — жена священника Крестовоздвиженской церкви Тулы — содержит не икону святой, но образ Богородицы.
Даты рождения и смерти Глаголевой О. В. 4 июня 1825 — 3 февраля 1867. Икона на надгробии соответствует иконографическому типу Богородицы «Одигитрия». Одигитрия или Путеводительница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Троеручица и некоторые другие.
Существенно, что и в этом случае мы можем говорить, что выбор иконографического сюжета не был произвольным, прослеживается прямая связь между художественным образом и «религиозными воззрениями» строящимися на учении Православной церкви.
Православной церковью каждый день отмечается память какого- либо святого. Выбор «святого патрона» для человека связан с христианской традицией «наречения имени» («назнаменования»), что впоследствии превращалось в празднование именин. Само слово «именины» происходит от слова «тезоименитство», «тезоименитый святой» — от этого же слова произошло современное «тезка». В качестве имени для младенца выбирается имя святого, «память коего чтится в день чтения молитвы новорождённому» или в восьмой день по его рождении, также в день рождения, в день крещения или в ближайший к тому день. «В Великороссии принято именовать новорождённого, главным образом именами тех святых, память коих приходится в день, когда над данным младенцам совершается крещение» (Булгаков С. В. Православие: Праздники и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедания. Соборы Восточной, Русской и Западной Церквей. М., 1994 [Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев, 1913]. С. 189-190). Таким образом, выбор святого-покровителя становится значимым не сам по себе, но как часть важного христианского обряда.
Метрические книги Тульских храмов подтверждают практику «наречения имени» в день крещения. Так, в «Метрической книге» «Всехсвятской кладбищенской церкви города Тулы» запись обо всех родившихся сопровождается формулировкой «молитвовал, крещение совершал и имя нарёк» за подписью того или иного приходского священника. В отдельных случаях сообщается, что младенец был «при крещении наречён» (ГАТО. Ф. 256. On. 1. Д. 2071. Метрическая книга о родившихся и об умерших за 1837-1846 гг. Всехсвятская кладбищенская церковь. Л. 1). Однако в качестве имени для младенца часто выбиралось имя святого, чья память чтилась в один из дней до крещения.
Здесь следует отметить, что в соответствии с «Метрическими книгами» крещение над младенцем совершалось на второй-третий день после рождения. Но в реальной практике крещение, вероятно, совершалось позже. Для Церкви, прежде всего, важна была точная дата крещения и соответствие имени святцам. Определённого времени для совершения таинства крещения церковные правила не устанавливали (Булгаков С. В. Указ. соч. С. 195). Отражение в регистрации реальной динамики рождений могло искажаться и соединением крестильной церковной практики с «укоренившимися обычаями и суевериями», что кроме прочего проявлялось в привязке крещений к крупнейшим «светлым» церковным праздникам. Вполне вероятно, что «при влиянии на священника различных традиций он мог позволить себе относительно произвольную запись этой даты, обычно в пределах нескольких дней» (Дьячков В. Л., Канищев В. В. Декабрьские рождения. К вопросу о роли религиозного фактора в демографическом поведении традиционного крестьянства. Тамбовская губерния, XIX — начало XX в. // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. М.; Барнаул, 2003. С. 324).
Среди «укоренившихся обычаев» существовало и обыкновение дарить ребенку в день крещения икону. «День крестин — это день духовного рождения, некоторое крестьяне считали, что только во время крещения Бог даёт душу младенцу. В состоятельных семьях в день Ангела к праздничному столу приглашали гостей, приносили подарки, духовные же лица благословляли именинников образами…» (Цеханская К. В. Иконопочитание в русской традиционной культуре. М., 2004. С. 157). Обычай дарить окрещённому младенцу икону существовал и в крестьянских и в дворянских семьях. «Традиция родительского благословения иконами сохранялась повсеместно. Рождался ребёнок, и некоторые из дворян заказывали в меру его роста икону…» (Кириченко О. В. Почитание святынь русскими дворянами (XVIII столетие) // Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках. Этнографические исследования и материалы. М.,2002. С. 23). После рождения ребёнка часто заказывали так называемые «родимые» или «мерные» иконы, которые писались в меру роста младенца в честь тезоименитого святого. «Мерные иконы до революции ещё оставались над царскими гробницами в Московском Архангельском соборе» (Цеханская К. В. Указ. соч. С. 157). Бытование мерных икон, хотя и не слишком частое, прослеживается вплоть до 1917 года, однако, по сути, мерная икона была только разновидностью «именной» или «тезоименитой» иконы. «От обычной иконы тезоименитого святого «мерная» отличается только своим «особым форматом»…» (Мерная икона: Размер не влияет на благодатность // Нескучный сад. Журнал о православной жизни. URL: http://www.nsad.ru/articles/razmer-ne-vIiyaet-na-blagodatnost; дата обращения: 28.10.2015). Зафиксирован и обычай дарения «в некоторых приходах» собственно именных икон, то есть икон «с изображением тех святых, имя которых дано новокрещённому…» (Цеханская К. В. Указ, соч. С. 158). Вероятно, на практике могли иметься разные варианты «крестильной» («именной», «тезоименитой», «родимой», «семейной») иконы. Во всяком случае, известно несколько типов икон «святых покровителей». Так, например, среди икон, традиционно помещавшихся в домашний иконостас существует «патрональная» («тезоименитая») икона (образ с изображением святого, имя которого дается человеку при крещении) и семейная икона (икона с изображением тезоименных святых всех членов семьи). Икона, полученная младенцем в связи с крещением, символ его «духовного рождения» занимала значимое место в иконостасе уже взрослого человека. «Православному христианину икона сопутствовала буквально от рождения до смерти» (Там же. С. 151).
В целом «день ангела» для христианина более важен, чем день рождения как таковой, последний в православных семьях зачастую даже не праздновали. На надфобиях Тульского некрополя нередко отсутствует точная дата рождения, зато можно увидеть обозначение «дня ангела» или именин. Так на надгробии «первой гильдии купеческого сына» Сушкина К. К. (1836- 1868), упоминается и «тезоименинство его» — 5 марта.
Возвращаясь к надгробию Глаголевой О. В., отметим, что её «тезоименитство», день памяти святой равноапостольной Ольги, отмечается 24 июля (11 июля 1825 по юлианскому календарю («по-старому стилю»)). В этот же день Церковь празднует память Шуйско-Смоленской иконы Божией матери. «Шуйская Богородица» представляет собой список со Смоленской иконы Божией матери, она появилась в городе Шуе Владимирской епархии во время эпидемии «моровой язвы» 1654- 1655 гг. Смоленская икона Божией матери соответствует Богородице «Одигитрии» изображённой на надгробной «часовенке». Таким образом, можно допустить, что на надгробии Глаголевой О. В. воспроизведена икона, полученная ей при крещении. По всей видимости, её крещение было совершено приблизительно на тридцать седьмой день после рождения. Это соответствует обычаю крестить ребёнка в период с восьмого по сороковой день жизни.
В личном иконостасе православного человека в дореволюционной России обычно был тот или иной вариант «именной», «тезоименитой» или «родимой» иконы связанной с особенностями крещения и выбора имени. Поскольку единая терминология здесь отсутствует, вероятно, правильнее всего называть такие иконы личными. Подобная «личная» икона имела самостоятельное значение, кроме прочего выполняя функцию иконы-покровителя, служила «охранной» защищая от несчастий и сил зла. В традиционной русской культуре иконы в доме соединяли три функции, личных и семейных покровителей (особенно иконы благословенные и именные), места обитания святых и защиты от нечистых и,… иконы… очевидный каждому знак того, что он попал в жилище православной семьи…» (См.: Листова Т. Л. Там же. С. 130).
Можно сделать вывод, что по крайней мере часть «иконных сюжетов» в мемориальном искусстве Тульского некрополя отображает традиционное представление о крещении (с одновременным выбором святого-покровителя и обретением особой иконы с изображением святого или церковного праздника) как важнейшем событии в жизни христианина. Указание на христианском надгробии дня «именин» показывало, какому именно святому, «ангелу-покровителю», следует молиться о «благополучии» покойного в загробной жизни (Листова Т. А. Там же. С. 294). Скорее всего, размещаемая на надгробном памятнике икона служила той же цели, делая поминальную молитву о погребённом более «личной», а значит и более «эффективной».
Следует учитывать, что большое количество надгробных памятников Тульского некрополя повреждены временем, от металлических образков зачастую не осталось и следа, многие надгробия предполагали установку деревянных иконок, — все эти несохранившиеся иконы могли бы существенно дополнить наше понимание надгробий как средства отображения религиозных воззрений общества. Пока же мы вынуждены восстанавливать всё то, что стояло за внешней образностью надгробий прежней России по отдельным уцелевшим обломкам. Иногда в прямом смысле этого слова.
Библиографическая ссылка:
Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков. Материалы XV Международной научной конференции. Иваново, 23-24 марта 2016 г. Часть 1. (Иваново. Издательство «Ивановский государственный университет». 2016)