И. Г. Ковшарь

К ВОПРОСУ О МУЗЕЕФИКАЦИИ
ИСТОРИЧЕСКИХ КЛАДБИЩ Г. ТУЛЫ

 

Русские старинные провинциальные кладбища после прекраще­ния на их территории погребений, как правило, выпадают из сферы интересов коммунальных служб, но не получают юридического стату­са памятников истории и культуры, что приводит к неопределенности их состояния. Так получается, что городские власти вспоминают о них лишь тогда, когда возникают идеи об использовании кладбищенских территорий с прагматической целью (возобновление захоронений, прокладка транспортных магистралей, строительство и т.п.). Между тем старинные кладбища обладают высокой нравственной, истори­ческой, культурной ценностью. На это обращали внимание исследо­ватели еще век назад (В.И. Саитов [1], вел. кн. Владимир Михайло­вич [2, 3, 4], В.И. Чернопятов [5, 6]). Но если столичные кладбища до­вольно детально исследованы и на их основе созданы в Москве и Петербурге музеи-некрополи, то провинциальные кладбища выпали из сферы научных интересов. Так было до недавнего времени.

В апреле 1998 г. был образован муниципальный историко-архи­тектурный и ландшафтный музей «Тульский некрополь». Объектами его исследований являются исторические кладбища г. Тулы: Всехсвятское, Зареченское (Спасское) и Чулковское (Дмитриевское, Солунское). Они, как большинство сохранившихся до наших дней ис­торических кладбищ русской провинции, возникли по причине мос­ковской чумы 1771 г. По указу Сената из-за «моровой язвы» запрещалось хоронить умерших при приходских церквах в черте го­рода.

Для этой цели назначалось отводить места на выгонных землях, за городом. Таким образом, в России возникла практика создания общегородских кладбищ за городской чертой. К слову сказать, в Ев­ропе эта практика возникла четверть века спустя. Ко второй полови­не XX в. кладбища Тулы оказались не просто в черте города, но и в центре жилых массивов.

В качестве действующих они просуществовали 200 лет: все три были закрыты для погребений в конце 1960-х — начале 1970 гг. На их территории находятся братская могила жертв революционных событий 1905 г., пять братских могил защитников г. Тулы в 1941— 1942 гг., участок погребений военнопленных, умерших в лагерях. Таким образом, можно смело утверждать, что в их земле нашли пос­ледний приют почти все жители города за этот период: дворяне, купцы, мещане, оружейники, интеллигенция, граждане советской страны — без различия сословий, состояний и вероисповедания. Это определяет огромную ценность исторических кладбищ как источника информации о различных исторических личностях и истории города в целом.

Кроме того, уникальность старинных тульских кладбищ заключа­ется в том, что на их территории сохранились

тысячи надгробных па­мятников, в большинстве белокаменных, обладающих уникальной ху­дожественной ценностью. Созданные пока неизвестными нам масте­рами, они поражают разнообразием, тонкостью и красотой резьбы, выполненной на высочайшем профессиональном уровне.

Еще одной особенностью закрытых к эксплуатации

кладбищ яв­ляется их экологическое значение. Лишенные комплексного ухода, кладбища превратились в стихийно возникшие лесопарковые зоны. На сегодняшний день в Туле существует несколько городских парков и скверов общей площадью около 245 га. Наличие в центре крупного промышленного города еще более 50 гектаров лесных массивов, ко­торые представляют собой Всехсвятское, Зареченское и Чулковское кладбища, отнюдь не является лишним.

Таким образом, исторические кладбища представляют собой объекты, требующие комплексного изучения как исторические ис­точники, хранилища произведений малых архитектурных форм, при­родно-экологические объекты. И конечно, кладбище нельзя не рас­сматривать как место, где сконцентрирован нравственно-этический уровень общества. Эти кратко очерченные особенности тульских ис­торических кладбищ определяют основные задачи их музеефикации.

Отечественная наука уже имеет опыт по музеефикации истори­ческих кладбищ. В некоторой степени мы можем в своей работе опираться на результаты деятельности уже существующих музеев- некрополей Санкт-Петербурга, Москвы, Львова. Однако задачи у нас не всегда совпадают. Так, объектами музеефикации отдела ме­мориальной скульптуры Санкт-Петербургского Музея городской скульптуры являются либо могилы знаменитых людей, либо надгро­бия, выполненные знаменитыми мастерами (Козловским, Мартосом, Демут-Малиновским). По такому же методу, насколько нам из­вестно, ведется работа созданного в 1991 г. Львовского музея-не­крополя. При этом и в Петербурге, и во Львове имеется тенденция к сохранению исторических мест погребений и надгробий. В Мос­кве существует и другая тенденция: часто обнаруженные надгробия свозятся в одно определенное место экспонирования, например, во двор Музея истории Москвы или к стенам храма в музее села Коло­менского. Знаменитые кладбища Москвы — Новодевичье, Ваганьково —не являются музеями: их территория используется только для проведения экскурсий по местам погребения известных людей. Природно-экологический аспект ни в одном из ныне существующих музеев-некрополей не рассматривается.

Правда, были предприняты попытки создания паркового ланд­шафта в «Некрополе мастеров искусств» в Ленинграде, но сами со­трудники музея считают его неудачным в силу ошибочности принци­пов, положенных в основу реализованного в 1930—1950-е гг. проекта.

Таким образом, перед музеем «Тульский некрополь» стоит зада­ча разработки и реализации принципиально нового подхода музее­фикации старинных провинциальных кладбищ с учетом всех аспек­тов их исторической, художественной и экологической значимости.

Частично это заложено в научную концепцию музея «Тульский не­крополь», утвержденную комиссией по историческому наследию г. Тулы в феврале 1998 г.

Научная концепция музея строилась, исходя из основных направ­лений работы учреждения музейного типа. Это: научно-исследова­тельская, экспозиционная, фондовая, просветительская, хозяйствен­ная деятельность. К моменту создания музея «Тульский некрополь» имелись серьезные наработки в области исследовательской дея­тельности: планово исследовалась территория кладбищ, разработа­на методика обнаружения старинных надгробий, составления науч­ных описаний, началась работа по их типологизации, проводились архивные работы по составлению персоналий погребенных и т.п. Московскими специалистами, работавшими на Всехсвятском клад­бище по заданию министерства культуры в 1980-х гг., были переда­ны нам топографические схемы части территории, которые значи­тельно облегчают исследовательскую работу на местности. В ре­зультате к моменту создания музея было детально исследовано около 2 га территории Всехсвятского кладбища, выявлены и описа­ны около тысячи старинных надгробий, составлены персоналии не­скольких исторических личностей XVIII—XIX вв., паспортизовано и ре­комендовано к государственной охране 95 художественных надгро­бий, а также взяты на госучет здание Всехсвятского собора с колокольней и кирпичная стена кладбища. Самым сенсационным было обнаружение в 1986 г. могилы главного механика оружейного завода А.М. Сурнина (1767—1811), послужившего прототипом лите­ратурного Левши.

Создание музея «Тульский некрополь» поставило серьезные за­дачи в разделе фондовой работы. Сотрудникам пришлось самостоя­тельно разрабатывать формы музейно-учетной документации, боль­шую сложность представил вопрос о статусе памятников — движи­мые или недвижимые? Проблему представляет сохранность памят­ника: бывает так, что прекрасной сохранности надгробие со всеми его сложными резными изображениями и текстами сброшено в яму или валяется под полутораметровым слоем мусора и место его пер­воначальной установки определить крайне сложно или вообще не­возможно. В таком случае памятник относится нами к категории дви­жимых. Недвижимыми считаются надгробия, безусловно, находя­щиеся на своих исторических местах. Незначительные повреждения общей формы или небольшие утраты в изображениях и текстах по­зволяют нам определять сохранность как удовлетворительную. Расположение памятников под открытым небом и без должной охраны требует от сотрудников музея разработки программы по мониторин­гу наиболее ценных в историческом и художественном отношениях памятников.

Научная концепция музея предполагает вести экспозиционную работу в двух направлениях. Во-первых, это экспозиция в помеще­нии, где на основе архивных документов (или копий), изобразитель­ного и фотографического материалов, схем и планов, видеоматери­алов, фрагментов кованых и литых оград, гипсовых слепков с бело­каменных рельефов показывается история возникновения и бытования тульских кладбищ, особенности тульских надгробий, пер­соналии наиболее значительных исторических личностей.

Наиболее логично было бы разместить такую экспозицию на тер­ритории самого крупного — Всехсвятского — кладбища. К сожале­нию, в недавнее время все помещения, ранее принадлежавшие ком­бинату спецобслуживания, были переданы Тульской епархии. До се­годняшнего дня вопрос о передаче в пользование музею «Тульский некрополь» помещения у ворот кладбища не решен.

Второе направление экспозиционной работы предполагает нали­чие экспозиционных площадок на территории кладбища. Участки или отдельные могилы приводятся в экспозиционный вид и включаются в общий экскурсионный маршрут. При этом предполагается наиболее характерные художественные надгробия, утратившие свои истори­ческие места, переместить на определенный участок и разместить на местах безымянных (бесхозных) могил. Таким образом мы пред­полагаем сохранить от уничтожения сброшенные со своих мест ста­ринные надгробия и оградить от вытаптывания могилы, которые за давностью лет уже некому посещать. При этом не приемлется прин­цип сплошного перемещения всех надгробий в одно место экспони­рования или хранения. Кладбище — единая сложная система, и со­хранившиеся артефакты не должны, на наш взгляд, утратить свое место в ней. Но и не имеется в виду полная консервация кладбища со всеми его объектами. Определение объектов экспонирования должно быть результатом серьезной научно-исследовательской дея­тельности. В этом отношении нужно учитывать не только историко-художественную ценность артефактов, но и ту среду, в которой они расположены: наличие старых деревьев и молодой поросли, дорож­ки и аллеи, соседство неухоженных и ухоженных могил, близость к центральным участкам экспонирования.

Одним из наиболее интересных аспектов музеефикации кладби­ща является его природно-экологическое значение. В этом отноше­нии тульские кладбища представляют собой своеобразный объект. Как уже говорилось, общая территория кладбищ весьма обширна: Всехсвятское кладбище — 35 га, Спасское —11, Чулковское — око­ло 8, они.выполняют функцию дополнительных зеленых легких круп­ного промышленного города. Кроме того, за тридцатилетие их бес­хозного существования кладбища превратились в стихийно сложив­шийся природный заповедник: преобладание старых кленов и молодой поросли обусловило наличие большого разнообразия насе­комых, которые, в свою очередь привлекли различных насекомояд­ных, в том числе редких лесных птиц. Разнообразен и мир животных.

Мы считаем, что необходимо провести на территории кладбищ экологические исследования с целью получения рекомендаций для дальнейшей музеефикации сложившейся природной среды и ланд­шафта кладбища. Данные рекомендации необходимы, в частности, в вопросе сохранности надгробий: вследствие массированной выруб­ки деревьев изменился бы температурно-влажностный режим, что повлекло бы за собой разрушение верхнего слоя белого камня, а это недопустимо.

Большое значение в деятельности музея имеет просветительская и воспитательная работа. Хотя мы еще не можем похвастаться боль­шой посещаемостью, нами уже разработана и практикуется своя ме­тодика проведения экскурсий. Экскурсионный рассказ представляет собой, в зависимости от темы экскурсии (обзорной или тематичес­кой), изложение истории возникновения и бытования кладбищ в кон­тексте истории города; персоналии значительных исторических личностей, похороненных на данной территории; художественные особенности надгробий. Поскольку имеющийся экспозиционный ма­териал относится в основном к XVIII—XIX вв., в рассказ приходится в большой мере включать изложение христианской морали, особенно учение о жертве Христа, грехе и добродетели, Царстве Небесном. Группа проходит по экскурсионному маршруту (экскурсия длится от 1 до 3 часов), а в заключение посетителям предлагается провести работы по расчистке одного или нескольких надгробий. Еще не было случая, чтобы кто-то отказался поработать лопатами и граблями, особенно это нравится детям.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что недавно созданный музей «Тульский некрополь» в вопросах музеефикации исторических кладбищ опирается на комплексные научные исследования: архив­но-исторические, искусствоведческие, экологические, теологичес­кие, этнографические и пр. Хочется надеяться, что научные принци­пы деятельности музея будут реализованы в недалеком будущем. Надеемся, что наш опыт в вопросах музеефикации провинциального кладбища будет полезен и другим регионам.

 

Литература

  1. Саитов В.И. Петербурский некрополь, или Справочный исторический указа­тель лиц, родившихся в XVII и XVIII столетиях, по надгробным надписям Александро-Невской лавры и упраздненных петербургских кладбищ. М., 1883.
  2. Николай Михайлович, вел. кн. Московский некрополь. Спб., 1907—1908. Т. 1-3.
  3. Николай Михайлович, вел. кн. Петербурский некрополь. Спб., 1912—1913. Т. 1—4.
  4. Николай Михайлович, вел. кн. Русский провинциальный некрополь. М., 1914. Т.1.
  5. Чернопятов В.И. Тульский некрополь // Дворянское сословие Тульской гу­бернии. Тула, 1907—1912. Т. 7.
  6. Чернопятов В.И. Русский некрополь за границей. Вып. 1—3. М., 1908—1913.

 

Библиографическая ссылка:
Куликово Поле: вопросы историко-культурного наследия (Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле». Государственный исторический музей. «Тульский полиграфист». Тула -2000).