Выставка «Фрак по расчету»
На выставке представлены костюмы, как гражданские, так и форменные, которые можно было увидеть на тульских улицах начала ХХ века. Все предметы – аутентичные, дошедшие до нас спустя многие десятилетия.
21/05 — 24/07/2022.
Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
воскресенье с 11:00 до 19:00.
Дом Белявского (Тула, проспект Ленина, 27).
Телефон для справок: (4872) 70-40-58.
0+
Для выставки подготовлен аудиогид, начитанный Владимиром Глазковым – писателем, историком и куратором выставки. Аудиогид можно получить в кассе.
О выставке
Из истории российской одежды конца XIX – начала XX вв.
Русское общество начала ХХ века было строго регламентированным. Всякий человек обязательно относился к какому-нибудь сословию: дворянству, духовенству, мещанству, купечеству или крестьянству. Офицеры и чиновники по факту также образовывали отдельные сословия, история которых восходит к «государевым служилым людям» XVI–XVII веков. Место человека в обществе определялось не столько личными качествами, сколько принадлежностью – отсюда и известный всем вопрос: «Ты чьих будешь?». Социальные перегородки были весьма жесткими. Возможностью сменить сословную принадлежность, как теперь сказали бы, «социальным лифтом», была государственная служба – гражданская или военная. Так, поступавшие на службу крестьяне переставали быть крепостными и образовывали особое сословие солдат. Яркий пример – биография отца знаменитого генерала Антона Ивановича Деникина, одного из лидеров Белого движения. Иван Ефимович Деникин – по рождению крепостной крестьянин – был отдан помещиком в рекруты, участвовал в нескольких войнах. Прослужив 23 года нижним чином и сдав экзамен, был произведен в офицеры, нёс службу в пограничной страже. В отставку вышел в чине майора. А его сын, Антон Иванович, окончил гимназию, затем военное училище, военную академию, и благодаря уму, терпению и упорству дослужился до генеральского чина. В начале ХХ века подобные процессы ускорились, но сословие по-прежнему продолжало быть определяющим признаком. Тогдашний человек не мыслил себя вне социального слоя, сословной принадлежности и профессии.
Традиционному обществу, каковым являлось и русское общество начала ХХ века, обязательно требуются внешние признаки, по которым можно было бы четко и однозначно определить принадлежность человека к той или иной социальной группе. Самым наглядным из таких признаков был костюм. Недаром сложилась пословица: «По одежке встречают, по уму провожают». Военная, гражданская службы или обучение в каком-либо заведении обычно подразумевали ношение форменной одежды. Один из иностранных дипломатов в начале ХХ века писал: «Россия – страна мундира. Мундир носят не только солдаты, полицейские, таможенные и железнодорожные служащие, но и административные чиновники, судьи, учителя; мундиром обозначается принадлежность к известной профессии, обеспечивающей соответствующие преимущества в общественной жизни». Помимо утилитарных функций, форма развивала и укрепляла корпоративный дух, солидарность между людьми одной профессии или военнослужащими одной части. Например, гусары гордились шикарными доломанами, расшитыми золотым или серебряным шнуром, и их очень огорчила «драгунская реформа», которая отменила яркие мундиры в коннице. В итоге офицеры заказывали за свой счёт расшитые шнурами куртки и носили их дома, чтобы не растерять кавалерийского духа.
В тогдашнем костюме, особенно форменном, не было случайных деталей. Каждая или что-то обозначала, или о чем-то напоминала. Дворницкий фартук когда-то выполнял практическую функцию, но к началу ХХ века превратился в символ профессии. Топор и якорь на форменной одежде железнодорожников напоминали об эпохе, когда пути сообщения были исключительно водными, а железных дорог не было и в помине. Бирюзовые выпушки и пуговицы с изображением пеликана на мундирах Мариинского ведомства в течение ста лет служили отличительным знаком благотворительных учреждений. Ряд подобных примеров можно продолжить.
Те, кому мундира не полагалось, тоже носили единообразную одежду: для торжественных случаев – фрак, для будней – сюртук. Эти виды одежды не регламентировались столь строго, но порядок их ношения существовал и соблюдался. И так же, как по форменной одежде, положение человека можно было узнать и по фраку: сшит ли он на заказ по индивидуальной мерке или взят в аренду, парадный это фрак (с лацканами, обтянутыми шёлком) или лакейский (без отделки лацканов).
Немаловажно, что ткани, одежда и обувь делались вручную и поэтому стоили весьма дорого. Еще с допетровских времен пожалование казенной одежды было своего рода поощрением, признаком «государева человека». Одежду и обувь берегли, носили до тех пор, пока была возможность. Поэтому, кстати, подлинных предметов старинного гардероба сохранилось очень мало. На выставке вы сможете увидеть некоторые додедшие до нашего времени костюмы.