Выставка «Фрак по расчету»

На выставке представлены костюмы, как гражданские, так и форменные, которые можно было увидеть на тульских улицах начала ХХ века. Все предметы – аутентичные, дошедшие до нас спустя многие десятилетия.

 

21/05 — 24/07/2022.

Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
воскресенье с 11:00 до 19:00.

 

Дом Белявского (Тула, проспект Ленина, 27).

Телефон для справок: (4872) 70-40-58.

0+

Для выставки подготовлен аудиогид, начитанный Владимиром Глазковым – писателем, историком и куратором выставки. Аудиогид можно получить в кассе. 

О выставке

Из истории российской одежды конца XIX – начала XX вв.

 

Русское общество начала ХХ века было строго регламентированным. Всякий человек обязательно относился к какому-нибудь сословию: дворянству, духовенству, мещанству, купечеству или крестьянству. Офицеры и чиновники по факту также образовывали отдельные сословия, история которых восходит к «государевым служилым людям» XVI–XVII веков. Место человека в обществе определялось не столько личными качествами, сколько принадлежностью – отсюда и известный всем вопрос: «Ты чьих будешь?». Социальные перегородки были весьма жесткими. Возможностью сменить сословную принадлежность, как теперь сказали бы, «социальным лифтом», была государственная служба – гражданская или военная. Так, поступавшие на службу крестьяне переставали быть крепостными и образовывали особое сословие солдат. Яркий пример – биография отца знаменитого генерала Антона Ивановича Деникина, одного из лидеров Белого движения. Иван Ефимович Деникин – по рождению крепостной крестьянин – был отдан помещиком в рекруты, участвовал в нескольких войнах. Прослужив 23 года нижним чином и сдав экзамен, был произведен в офицеры, нёс службу в пограничной страже. В отставку вышел в чине майора. А его сын, Антон Иванович, окончил гимназию, затем военное училище, военную академию, и благодаря уму, терпению и упорству дослужился до генеральского чина. В начале ХХ века подобные процессы ускорились, но сословие по-прежнему продолжало быть определяющим признаком. Тогдашний человек не мыслил себя вне социального слоя, сословной принадлежности и профессии.

Традиционному обществу, каковым являлось и русское общество начала ХХ века, обязательно требуются внешние признаки, по которым можно было бы четко и однозначно определить принадлежность человека к той или иной социальной группе. Самым наглядным из таких признаков был костюм. Недаром сложилась пословица: «По одежке встречают, по уму провожают». Военная, гражданская службы или обучение в каком-либо заведении обычно подразумевали ношение форменной одежды. Один из иностранных дипломатов в начале ХХ века писал: «Россия – страна мундира. Мундир носят не только солдаты, полицейские, таможенные и железнодорожные служащие, но и административные чиновники, судьи, учителя; мундиром обозначается принадлежность к известной профессии, обеспечивающей соответствующие преимущества в общественной жизни». Помимо утилитарных функций, форма развивала и укрепляла корпоративный дух, солидарность между людьми одной профессии или военнослужащими одной части. Например, гусары гордились шикарными доломанами, расшитыми золотым или серебряным шнуром, и их очень огорчила «драгунская реформа», которая отменила яркие мундиры в коннице. В итоге офицеры заказывали за свой счёт расшитые шнурами куртки и носили их дома, чтобы не растерять кавалерийского духа.

В тогдашнем костюме, особенно форменном, не было случайных деталей. Каждая или что-то обозначала, или о чем-то напоминала. Дворницкий фартук когда-то выполнял практическую функцию, но к началу ХХ века превратился в символ профессии. Топор и якорь на форменной одежде железнодорожников напоминали об эпохе, когда пути сообщения были исключительно водными, а железных дорог не было и в помине. Бирюзовые выпушки и пуговицы с изображением пеликана на мундирах Мариинского ведомства в течение ста лет служили отличительным знаком благотворительных учреждений. Ряд подобных примеров можно продолжить.

Те, кому мундира не полагалось, тоже носили единообразную одежду: для торжественных случаев – фрак, для будней – сюртук. Эти виды одежды не регламентировались столь строго, но порядок их ношения существовал и соблюдался. И так же, как по форменной одежде, положение человека можно было узнать и по фраку: сшит ли он на заказ по индивидуальной мерке или взят в аренду, парадный это фрак (с лацканами, обтянутыми шёлком) или лакейский (без отделки лацканов).

Немаловажно, что ткани, одежда и обувь делались вручную и поэтому стоили весьма дорого. Еще с допетровских времен пожалование казенной одежды было своего рода поощрением, признаком «государева человека». Одежду и обувь берегли, носили до тех пор, пока была возможность. Поэтому, кстати, подлинных предметов старинного гардероба сохранилось очень мало. На выставке вы сможете увидеть некоторые додедшие до нашего времени костюмы.

Открытие выставки (фото: Денис Бычихин)