Учебные тетради и материалы конца XIX - начала XX в.
Школьные тетради 1892-1900 гг. ученика Тульской гимназии Коли Осьминкина были обнаружены на чердаке одного из множества расселенных деревянных домов в центре Тулы, предназначенных под снос в 1980-х гг. Среди них тетради по математике, философии, немецкому и греческому языкам, а также физике и космографии.
А в «Тетради для русских изложений» сотрудники музея обнаружили отчет о поездке школьного класса в имение Хомякова в с. Богучарово в 1894 году. Приводим его здесь полностью:
«Описание нашей прогулки, бывшей 30 апреля.
У нас каждый год бывает прогулка в конце апреля или в первых числах мая, в такой день, чтобы следующий был праздник. Мы со дня на день ожидали прогулку и очень печалились, если шел дождь, который, по нашему мнению, мешал прогулке. Наконец нам было объявлено, что мы поедем на прогулку 30 апреля в Имение Хомякова «Богучарово». Вечером 29 апреля погода была отличная, так что мы были уверены в том, что на прогулку нам будет идти хорошо. Но утром шел дождь, и на улице сделалось грязно. Хотя мы знали, что в дождь мы на прогулку не пойдем, однако надеялись, что дождь перестанет и выглянет солнце. Надеждам нашим суждено было осуществиться: дождь перестал и выглянуло солнце. Нам велели приходить в 8 часов утра, но большая часть учеников пришла в 8.30 утра. Когда все были готовы, мы выстроились во фронт, а потом по команде офицера стали по 8 человек в ряд. Наконец, когда всё уже было приготовлено, заиграла музыка и мы двинулись шагом на вокзал Московско-Курской железной дороги, где нас ожидал поезд. Шли мы по Киевской улице, мимо губернаторского дома, потом по Посольской и затем по Томилинской. Около губернаторского дома нас встретил сам г. губернатор, который остался нами доволен, и поехал на вокзал. Придя на станцию, мы сели в вагоны и поехали в «Скобелево». Едва тронулся поезд, как заиграла музыка, которая сидела в первом вагоне, и воздух огласился троекратным «ура», которое мы очень часто кричали на дороге. Приехав в Скобелево, мы опять выстроились и двинулись полем в Богучарово. Шли мы долго так, что положительно все уморились. Наконец после долгого пути, мы вошли в рощу, где и остановились. Расположившись где попало, мы с аппетитом принялись уничтожать принесенный с собою провиант. Наевшись, пили чай, играли, танцевали и ходили в рощу и в парк, где нас сняли. Наконец в 6 часов пополудни мы выстроились, и музыка проиграла гимн, после которого мы закричали «ура» и бросились качать учителя и благодарить Хомякова. После этого мы пошли в обратный путь, который нам показался значительно длиннее. Едва мы завидели станцию, как с радостью бросились на платформу и расселись по вагонам и прибыли на станцию «Тула». По входе на вокзал мы выстроились по 6 человек в ряд и пошли в обратный путь, неся зелень в руках или заткнув ее в фуражку. Около губернаторского дома (так мы шли мимо его) нас опять встретил г. губернатор и похвалил за стройный вид. После этого мы пошли в гимназию, где музыка играла сперва зорю «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже, царя храни!». После гимна, который пели и мы, ученики старших классов бросились качать и благодарить директора, офицера и учителей, нам же было позволено возвращаться домой. Мы с радостью поспешили сделать это и рассказать нашим родителям о нашей прогулке, веселье и радости».