В Доме Белявского выставка
«Stepanov.jpg. Фотографии Евгения Степанова».
05/02 — 14/03/2021.
Среда — суббота с 10:00 до 19:00,
воскресенье с 11:00 до 19:00.
Дом Белявского (Тула, проспект Ленина, 27).
Телефон для справок: (4872) 70-40-58.
До снятия всех ограничений, связанных с распространением COVID-19,
просим соблюдать в музее особые правила.
О выставке
«Stepanov.jpg. Фотографии Евгения Степанова» продолжает проект «Фотографический кабинет», который ТИАМ c 2020 года реализует совместно с филиалом Союзафотохудожников России в Тульской области. Персональная выставка Евгения Степанова – уже третья в рамках этой серии экспозиций. На сей раз посетителей Дома Белявского ждут работы, адресующие к разным предметным полям (урбанистическая среда, пейзаж, пространство «метафизической фотографии»), но связанные единой внутренней оптикой, подходом, очень узнаваемой манерой.
От куратора выставки (член Союза фотохудожников России Алексей Дубинин):
«С творчеством Евгения я познакомился благодаря социальной сети Инстаграм. На тот момент я ещё не знал, что он наш земляк. А когда узнал, был приятно удивлен. Потому что в Туле мало фотографов, работающих в подобном направлении. Для меня почти каждая фотографии Евгения своего рода визуальная головоломка: когда смотришь на эти снимки, возникает ощущение, что балансируешь на грани восприятия реального мира и абстрактной картины. Я рад, что Тула может открыть для себя эту прямую, честную и по-настоящему умную фотографию. Надеюсь, выставка вызовет тот высокий интерес, которого заслуживает».
От автора выставки (Евгений Степанов):
«В эту выставку вошли работы, соединяющие пейзажную тему, фаунд-арт и стрит-фотографию. В ландшафтах меня интересует ритмический рисунок и та оригинальная геометрия, которая возникает при известном умении видеть «характер пространства» и работать с фокусными расстояниями при съемке. В случае с городскими видами мне хотелось не столько показать их крупным планом, сколько выхватить небольшие фрагменты из общей картины, иногда не самые эстетичные, и таким образом сконцентрироваться на мелочах, на игре линий, света и тени, цветов и фактуры, взаимодействии предметов и планов. Сочетание этих факторов визуально организовывает фотографию, часто позволяя создать новую, отличную от обыденной реальность. Реальность, которая прошла авторский фильтр, став на материальном уровне графическим файлом – например, в формате jpg».
Евгений Степанов родился в 1968 году. Высшее образование получил в Тульском политехническом институте. Снимать начал еще в школьные годы, в основном родственников и знакомых. Предметно занялся фотографией с 2013 года. Член Союза фотохудожников России с 2015 года.
Избранные выставки и фотоконкурсы:
— 2016 год – 3-е место фотоконкурса Nikon «Мои открытия»;
— 2017 год – 4-е место фотоконкурса Nikon «Я в сердце изображения»: в категории «Люди», любители;
— 2017 год – участие в фотовыставке Международного фотоконкурса «Новый взгляд. Преображаясь в веках», Санкт-Петербург, Эрмитаж;
— 2018 год – финалист конкурса RussianTravelPhotoAwards 2018 —
— 2018 год — участие в выставке V Биеннале современной фотографии, Санкт-Петербург, Русский музей;
— 2018 год – победитель девятого открытого фотоконкурса памяти Николая Сафонова в Пущино в номинации «Пейзаж»;
— 2019 год – финалист XIII фестиваля «Фотопарад в Угличе» «Точка на карте. Ритмы повседневности»;
— 2020 год – Лауреат и участник выставки Четвертого Открытого Международного фотоконкурса «(За)фиксируй мир!» – 2020, Москва;
— 2020 год – Финалист фотоконкурса “Самая красивая страна” Русского географического общества.
Публикации:
— журнал Foto&Video читательский конкурс «Коллаж», НОЯБРЬ/ДЕКАБРЬ 2015;
— фотокнига World Street Photography 5 (WSP 5), Германия;
— каталог V Биеннале современной фотографии, Санкт-Петербург, Русский музей, 2019
Отзывы:
Наталья Ударцева,
журналист, куратор, фоторедактор,
Секретарь Союза фотохудожников России
СТАТИКА В ДИНАМИКЕ
Евгений Степанов, фотограф из Тулы, дает возможность зрителю увидеть яркие детали реальности, мимо которых мы обычно пробегаем, не останавливаясь, не фиксируя в памяти.
Земля с высоты птичьего полета похожа на цветное лоскутное одеяло или географическую карту горных хребтов – все это причудливо сшито автором в единый живописный холст.
Нарисованные на стене облака будто спустились с чистого неба.
Алый парус дороги к новостройке упирается в импровизированный забор.
Невидимый художник пробежался по синей стене кистью с белой краской, сделав ее неформально живой.
Брошенная магазинная тележка уперлась с разбегу в угол белой стены.
Пожилой стул «заблудился» в пространстве города.
Рефлексирующие лужи на дороге бегают «по кругу», отсылая нас к повседневной обыденности.
Автор не показывает людей, но очень точно передает их вездесущее присутствие.
Кусок заснеженной автобусной остановки вопит об одиночестве в бескрайнем зимнем поле. Еще немного, и белая мгла завьюжит остановку, залепит снегом и поглотит.
Подсолнухи застыли как скорбное войско перед стайкой пшеничных колосьев.
Слоистые пейзажи, где каждый слой наполнен смыслом, динамикой и выделен цветом.
Вот обычный бетонный столб всех «построил». Он композиционно точно разрезал пространство поля и неба. Он вроде бы намертво вписан в них, и одновременно, благодаря динамике травы, он собирается «бежать». Чем дольше вы смотрите на эту работу, тем подвижнее становится изображение.
Фотограф ненавязчиво создает у зрителя эффект присутствия, используя «пустой» передний план, необычный ракурс, фронтальную точку съемки, будто предлагая смотрящему зайти в кадр и потрогать все, в нем имеющееся.
Живое и неживое. Олицетворение. Образность. Метафора. Ирония, чувственность. Точная работа с линиями в кадре, цветом и формой – все это есть в работах Евгения Степанова, а искушенный зритель увидит еще больше.
Кто-то скажет: ну что тут особенного, и я так могу, – попробуйте, не уверена, что сразу получится. Чтобы видеть подобные сюжеты и умело складывать их в художественные полотна, необходимо долгое время тренировать глаз, уметь «читать» городское и природное пространство, резонировать с ним, забирая в кадр только то, что достойно внимания, и выстраивать его так, что тысячу раз увиденное становится откровением.
Вы скажете — случайность, а я скажу, чтобы счастливую случайность поймать, надо быть к ней готовым.
Артемий Ломов,
арт-фотограф, основатель и администратор Интернет-сообщества
«Умная фотография», Секретарь Союза фотохудожников России
Евгений Степанов — один из представителей не столь уж и многочисленного
круга российских авторов, за творчеством которых я лично стараюсь следить
регулярно, в приоритетном порядке, и работы которых мне лично неизменно
доставляют эстетическое удовольствие. К такому вот кругу первостепенной
важности в моей личной системе отсчета относятся, навскидку, лишь несколько
десятков авторов. Понятно, что в контексте мировой истории фотографии эти
авторы, скажем так, находятся в совсем другой весовой категории, нежели те, за кем безусловно признается значимость в глобальном масштабе, но, с другой
стороны, признание этой самой глобальной значимости вовсе не означает
признания в любви. В самом деле, никто ведь не обязан трепетать перед работами конкретных, условно говоря, Кертеша, Картье-Брессона или, допустим, Гурски.Да, конечно, любой человек, более-менее плотно интересующийся творческой фотографией, должен понимать, в чем состоит вклад этих людей в фотографию и почему он признается исключительно важным. Но при этом зрителю обычно интереснее фотографии, прямо связанные с той реальностью, с которой он непосредственно соприкасается.
В творчестве Евгения Степанова отчетливо прослеживаются два будто бы
полностью независимых друг от друга направления. Одно из них — эстетские и
тяготеющие к минимализму пейзажи, снятые в родной для автора Тульской
области за пределами городской среды. Другое — фотографии, сделанные в
глубинах урбанизированной среды; этот срез работ сложно как-то однозначно
классифицировать — речь может идти и о небольших фрагментах городской
среды, и о городских пейзажах, и о чем-то таком, в отношении чего нередко
применяют термин «стрит-фотография».
Эти два направления, хотя и могут показаться довольно далекими друг от друга и почти не взаимосвязанными, их очевидным образом объединяет сугубо
индивидуальный и узнаваемый авторский стиль. Не приходит в голову обвинять
автора во всеядности; автор пусть и не изобрел, но во всяком случае разработал
собственный весьма последовательный метод, подход к пространству, ландшафту, перспективе.
Негородские пейзажи очевидным образом испытывают влияние эстетики
живописи цветового поля и напрямую отсылают к работам Марка Ротко. Это явно не классические пейзажи, подразумевающие многоплановость и глубину
пространства; речь скорее идет о плоском пейзаже с ускользающим горизонтом.
Такие изображения устремлены к абстракции. Кажется, автор, постоянно снимая в родных краях, парадоксальным образом дистанцируется от топоса, конструирует на основе ландшафтов средней полосы центральной России нечто нездешнее.
Работая в городских пространствах, автор деликатно раскрывает неочевидные
нюансы этой среды, иногда вплотную приближаясь к метафизической
фотографии.