ДОБРЫНИНЫ – тульские купцы, благотворители, потомственные почетные граждане г. Тулы

упаврапо

Некрополь Добрыниных расположен к югу от храма и имеет протяженность с севера на юг ок. 30 м, с запада на восток — ок. 15 м. Сохранилось 26 старинных надгробий, на которых прочитаны имена 18 представителей этой фамилии.

Вот этот список:

  • Кондратий Евсеевич 1702-1789 гг.
  • Мария Григорьевна 1713(?)-1797гг.
  • Андрей Кондратьевич 1748-1799 гг.
  • Андрей 1756-?гг.
  • Евдокия 1759-1787 гг.
  • Никита Андреевич 1781-1843 гг.
  • Иван Андреевич 1787-1798 гг
  • Петр Андреевич 1774-1818 гг.
  • Никита Кондратьевич 1754-1818 гг
  • ……..Тимофеева ?-1818 гг.
  • Иван Андреевич 1770-1836 гг.
  • Матрена Зинов….1801-1836 гг.
  • Мария Ивановна ( урожденная Красноглазова) 1770 -1855 гг
  • Никита Иванович 1786-1857 гг.
  • Павел Иванович 1803-1858 гг
  • Любовь Ивановна ?-1875 гг.
  • Анна Алексеевна 1809-1885 гг.
  • Петр Андреевич ?-?

Самые ранние надгробия датированы концом XVIII века и принадлежат основателю династии Кондратию Евсеевичу его супруге Марии Григорьевне и невестки Евдокии. Самое позднее надгробие датировано 1885 годом. Вообще обращает на себя внимание тот факт, что до нас дошли, только белокаменные надгробия типа саркофаг и жертвенник. Отсутствие надгробий других форм, таких как часовня, аналой, крест на постаменте или голгофе изготовленных из гранита, габбро, мрамора, отлитых из чугуна или кованных (исключение составляет саркофаг из черного гранита Никиты Андреевича), объясняется снятием памятников для вторичного использования уже в советское время. На этот факт указывает наличие 10 оснований надгробий. Два под саркофаги, а 8 под вертикальные надгробия типа часовни, аналоя или креста.

Тульские купцы Добрынины в XIX веке находились в центре общественной, предпринимательской жизни города. Потомственные почетные граждане – они 12 раз избирались главами Тулы и управляли городом почти сорок лет.

Основателями династии этой фамилии считается тульский купец Кондратий Евсеевич Добрынин и его супруга Марья Григорьевна. Своим сыновьям они оставили большое состояние, и молодым Андрею и Никите было с чего начинать купеческое дело. Их отец Кондратий, став купцов второй гильдии, получил право «производить внутри империи торги, возить товары водою и сухим путем по городам и ярмаркам, иметь заводы, фабрики, речные суда».

Торговля хлебом было их главным делом, и до середины XIX века Добрынины были крупнейшими в Туле хлеботорговцами. Им принадлежало большинство лавок в хлебных рядах кремля. Они занимались скупкой зерна у местных помещиков и продажей его на крупных ярмарках. Были у купцов Добрыниных и кафельные и кирпичные заводики, которые так же приносили прибыль.

Сыновья и внуки Добрыниных стали продолжателями торговых, общественных дел. В первой трети XIX века начинается время внуков Кондратия Добрынина – Никиты и Ивана Андреевичей. Их роскошный дворец в центре Тулы на ул. Петропавловской поражал горожан роскошью отделки, своими интерьерами. И домов Добрыниных по Туле было немало. Именно здесь останавливались сановные гости, в частности сам император Александр II в 1837, 1861, 1867 годах. Именно в этом самом богатом доме жили братья с семьями. Никита Андреевич и его шестеро детей: Николай, Никита, Александр, Петр, Михаил, Елизавета. И Иван Андреевич с сыном Павлом.

Дом Добрыниных на ул. Ленина. Фото нач. XX века и конца XIX века

Никита Андреевич руководил городом с 1829 по 1831 год, много приложил сил для борьбы с эпидемией холеры, выделял деньги, помещения для лечения больных. За свои заслуги он был награжден золотой медалью на Аннинской ленте «За усердную службу».

В 1834 году, после отставки главы города Якова Бабаева, Никита Андреевич вновь был востребован на должность градоначальника. Это было очень трудное для города время – выгорело во время страшных пожаров половина города. Туле «высочайше» выделяется огромная сумма – 700 тыс. рублей – на устройство города и мостовых. Здесь, безусловно, у руководства города должен быть человек требовательный, честный – коим и являлся Добрынин. Уже в 1838 году в Туле было построено свыше 400 каменных домов и 8 тысяч деревянных, разбит Кремлевский сад, построены каменные лавки. За успешное решение последствий пожаров в 1839 году Никита Андреевич был награжден золотой медалью на Владимирской ленте. В это же время купцы Добрынины по указу Сената были возведены в сословие потомственных почетных граждан.

Племянник Никиты Андреевича Добрынина Петр Иванович тоже дважды избирался городским главой. До избрания на столь высокий пост, он активно занимался предпринимательской деятельностью. Имея пять домов в Туле, он сдавал их под квартиры и лавки, с этого капитала он и жил с семьей. В домах, где размещались квартиры, он организовал для бедняков бесплатную столовую. Уже с тридцати лет он активно занимался общественной жизнью, участвовал летом 1834 года в раздаче пособий и ссуд погорельцам. В 1844 году служил бургомистром в магистрате, в декабре 1853 и 1862 годах Петр Иванович избирался городским главой, не раз получая монаршее благословение за благотворительность; во время Крымской войны взял под свою опеку семьи низших чинов, бедных учениц из женской гимназии.

Он сумел проявить себя как предприимчивый руководитель: за счет отчисления с каждого домовладельца «без всякого исключения» создал пожарные команды Тулы, соорудил пожарные части с каланчей в разных местах города. Изменил систему водоснабжения города: у семи важных колодцев города были установлены резервуары с насосами, в которые закачивалась вода и развозилась по городу. При поддержке городского главы открылась городская лечебница в доме купцов Платоновых на Площадной (ныне поликлиника №8 по ул. Каслинская). Этой лечебницей ежегодно, согласно отчету, бесплатно пользовались около десяти тысяч мужчин и пятнадцати тысяч женщин.

Таков вклад в общественную, хозяйственную жизнь Тулы Петра Ивановича Добрынина.

Один не совсем обычный рекорд долгожития принадлежит другому представителю рода Добрыниных – Николаю Никитичу. Он семь раз избирался главой нашего города, такое не удавалось никому в России. Он родился 29 октября 1811 года. Образование получил домашнее, и уже в совсем молодые годы, подростком, помогал отцу в предпринимательском деле. Скупал зерно на ярмарках, внимательно следил за работой приказчиков в лавках отца, в его доходных домах. Набравшись здесь опыта, он пробует себя в общественной жизни в 1846 году, будучи избранным городским главой. Добрынин, следуя традициям, активно занимается благотворительным делом: опекает семьи нижних чинов, тех, кто получал маленькое жалование, выделял деньги на продукты. Вскоре он стал директором Николаевского приюта на Старо-Павшинской улице (ныне ул. Мосина). Здесь жили сотни сирот. Кроме различных предметов девочек также обучали рукоделию, а мальчиков ткачеству и переплетному делу.

Неоднократно градоначальник получал благодарность от императора.

За четверть века, занимая свою высокую должность, он очень много успел сделать для своего города: заменить освещение на городских улицах, благоустроить улицы и площади. Городской глава был одним из организаторов строительства на окраине Тулы в селе Глухие Поляны Богородичного Щегловского монастыря – его взнос составил более тридцати тысяч рублей. В 1868 году в сентябре 30го дня монастырь был учрежден. Его стараниями был открыт крупнейший в губернии конезавод в Прилепах, который он выкупил у генерал-майора кавалерии Леонида Николаевича Гартунга, где стали разводить орловских рысаков, отменной породы. Его дело продолжил его сын Алексей Николаевич Добрынин. Не без участия городского головы Николая Добрынина был сооружен на окраине Тулы ипподром, много лет украшавший бега.

2222222222

Его заслуги в общественной деятельности были отмечены орденом Св. Владимира, знаком персидского ордена Льва и Солнца, золотой медалью «За Усердие». В 1879 году Николай Добрынин получает дворянский титул с правом передачи его по наследству. 1 декабря 1887 года статский советник Николай Никитич скончался в три часа ночи после болезни. Так ушел из жизни благотворитель, щедрый человек, оставивший о себе добрую память.

Персидский орден Льва и Солнца (Nishan-i-Shir u Khurshid) учрежден Фетх Али-шахом в 1808 году. За основу орденского знака взята звезда, аналогичная звезде ордена Почетного легиона Франции. Орден был широко известен в Российской империи, так как связи с Персией были очень тесными. Орден для иностранцев был очень доступным — его получали русские чиновники и военные при поездках в Персию. Купцы, торговавшие с Персией, могли купить патент у персидского консула. Персидские подданные награждались этим орденом редко.

Участок тульских купцов и почетных граждан Добрыниных