То, что люди славят в прошлом, они хотели бы видеть в своем настоящем и будущем своих детей. Поэтому ностальгия может быть полезной — в том числе и для того, чтобы лучше понять себя нынешних.
Как и многие в этом году, мы не можем пройти мимо столетия революции 17-го года как повода поразмышлять о духе свободы, новизне и экспериментаторстве того времени — не в политике, а исключительно в искусстве.
Мы не хотим и не можем давать никакой оценки истории. В городе, где на центральной площади до сих пор стоит Ленин, уже выросло поколение детей, не помнящих его отчества и воспринимающих эту фигуру скорее как образ современной поп-культуры. Нам бы хотелось попробовать посмотреть на 17-й год их глазами.
Мир до сих пор восхищается полотнами абстракционистов, архитектурой конструктивизма, идеями футуристов, рожденными в то время.
Не воспроизвести атмосферу прошлого, которого мы не знаем, а построить современную утопию на один день, вдохновленную идеями столетней давности — вот задача фестиваля в этом году. Любуясь видимой или действительной внутренней свободой деятелей той эпохи, знаем ли мы сами, здесь и сейчас, что нам делать со свободой, свободой творчества?
Диснейленд идей авангарда, заповедник революционности, по сути симулякр, воплощение не картинки с открытки из прошлого, а наших о нём представлений. Картонная ночь-2017 приглашает всех горожан на праздник коллективной мечты. В попытке совместно представить идиллическую эпоху искусства, которая у каждого фантазируется своя, кроется ни больше ни меньше как очередная попытка всмотреться друг в друга и понять, о чем мечтаем мы и наши соседи сегодня.
Будущее уже наступило. Большая стройка нового мира все еще идет.