Фестиваль «Хомяков home» меняет формат

Тула, 2021 г.

Отменённый в связи с эпидемиологической ситуацией поэтический фестиваль обновляет программу и меняет формат. «Хомяков home. Слова и образы» пройдет с октября по декабрь 2021 года как серия онлайн и офлайн событий.

Программа фестиваля:

2 октября, 17:00, онлайн-лекция Андрея Тесли из цикла «Шесть коротких лекций о славянофильстве»: «Многоликое “славянофильство”: история понятия»

Понятие «славянофильства» связано прежде всего с кругом идей 1840-х годов. Однако уже в вопросе о том, кого, говоря об этом времени, справедливо относить к «славянофилам», а кого следует аттестовать как-то иначе – никакого единства не наблюдается. Вместе с тем о «славянофильстве» и «славянофилах» говорят, характеризуя времена, более чем отдаленные от 1840-х: от обнаружения «славянофилов» и «западников» во времена Ивана Грозного или первых Романовых вплоть до споров, кого ныне можно назвать «славянофилом».

Андрей Тесля – ведущий специалист по русской общественной мысли XIX века, кандидат философских наук, научный руководитель Центра исследований русской мысли Института гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Канта (Калининград). Автор многочисленных статей и книг.

Андрей Тесля

Андрей Тесля

6 октября, 17:00, онлайн-лекция Кирилла Корчагина «Как переводить “сложную” поэзию»

О современной поэзии почти во всех странах часто говорят, что ее сложно читать и сложно понимать. При этом часто самыми сложными для понимания оказываются наиболее выдающиеся поэты. Одна из причин распространения такой поэзии в том, что простые слова словно бы стираются, автоматизируются, как говорили русские формалисты. Другая — в том, что к сложной поэзии нередко обращаются те поэты, которые воспринимают искусство как способ познания мира, а мир сам по себе сложен и не может быть познан простыми средствами. Но если бывает сложно читать такую поэзию, то как же ее переводить? При этом переводить ее нужно: выдающиеся произведениях других литератур и культур, как правильно, сложны для перевода. В лекции пойдет речь о том, с какими вызовами сталкивается переводчик поэзии и как он может на них отвечать.

Кирилл Корчагин – поэт, переводчик, исследователь поэзии, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН и Института языкознания РАН, лауреат Премии Андрея Белого за серию статей о современной литературе.

Кирилл Корчагин1 600

Кирилл Корчагин

9 октября, 12:00, мастер-класс с детским поэтом и иллюстратором Дарьей Герасимовой

Дарья очень любит сочинять сказки и рисовать всяких фантастических существ. Вместе с ней создадим водяное чудище и отправим его жить на дно морское под толщу вод… Нет, топить рисунки в тазике с водой не будем. А как мы это сделаем — узнаете на занятии.

Дарья Герасимова занимается иллюстрацией детских книг с 17 лет. Пишет стихи и сочиняет сказки. За сборник детских стихов «Крокодиловая роща» получила премию «Алые паруса», а книга «Азбука. Игра в слова», стала лауреатом Всероссийского конкурса книжной иллюстрации «Образ книги» в номинации «Авторская книга». Сотрудничает с издательствами «Эксмо», «Настя и Никита», «Лабиринт-пресс» «Миф». Работала с детскими журналами «Мурзилка», «Колобок и Два Жирафа», «Кукумбер», «Чебурашка» и другими. Окончила Московский Государственный Университет Печати. Кандидат искусствоведения.

Дарья Герасимова 300

Дарья Герасимова

12 октября, 17:00, онлайн-лекция Марии Нестеренко «Двойная жизнь: поэтессы XIX века между поэзией и светом»

Героиня очерка Каролины Павловой «Двойная жизнь» днем живет обычной светской жизнью, а ночью буквально слышит стихи. Именно эти «ночные» тексты раскрывают внутреннюю жизнь Цецилии, «она знала, что есть даже и женщины поэты; но это ей всегда было представляемо как самое жалкое, ненормальное состояние, как бедственная и опасная болезнь». На лекции пойдет речь о том, как женщины стали осваивать поле литературы в России. Еще в первой трети XIX века отмечается не только активное вмешательство женщин в современный литературный процесс, но и рост рефлексии о месте женщин и границах дозволенного участия в литературном процессе. Мы разберем издательские и писательские стратегии и увидим, как формировался и реализуется механизм участия женщин в литературе. Эта двойственность действительно во многом характеризовала жизнь реальных поэтесс — Павловой, ее современниц и предшественниц.
Мария Нестеренко – докторант кафедры русской литературы Тартуского университета, редактор серий “Гендерные исследования” НЛО, ф-серии common place, pr-менеджер No kidding press.

Мария Нестеренко

Мария Нестеренко

15 октября, онлайн-лекция Андрея Тесли из цикла «Шесть коротких лекций о славянофильстве»: «Богословие и философия»

Георгий Флоровский, один из самых глубоких и чутких знатоков истории русской мысли, отмечал, что говорить о собственном русском философствовании можно с 1830-х годов. Понимая под этим не наличие той или иной философской образованности, а собственного вопроса – той проблемы, вызова, который неотступно преследует и требует ответа.
Славянофилы окажутся не только одними из первых оригинальных русских мыслителей, но и станут основоположниками целого ряда интеллектуальных направлений, вплоть до наших дней черпающих в их мысли свое вдохновение.
Но даже большее значение, чем философия славянофилов, имел их опыт светского богословствования, оказавшийся вдохновляющим и значимым, в том числе и далеко за пределами русского православия, отзываясь в богословских поисках католиков и протестантских деноминаций.
О том, как понималась философия славянофилами, как она соотносилась с богословием, что было ключевым в их мысли, и насколько можно говорить о «философии славянофилов», а не отдельных авторов – Алексея Степановича Хомякова, Ивана Васильевича Киреевского или, например, Константина Сергеевича Аксакова – пойдет речь на предстоящей лекции.

16 октября, большая поэтическая читка «Хомяков HOPE» в Туле

На неё соберутся поэты – участники лабораторий 2019, 2020 и 2021 годов.

Закрытое мероприятие.

«Хомяков HOPE»: фотографии Екатерины Прудищевой

«Хомяков HOPE»: фотографии Ксении Ивашкиной

16 октября, 14:00, кураторская экскурсия Леонида Тишкова по выставке «Мифологии. Библиотека художника».

Для участников поэтической читки.

Леонид Тишков – художник, писатель, куратор выставок.

Мастер: Леонид Тишков. Автор фото: Алексей Гущин

Леонид Тишков

23 октября, 12:​​​​​​​00, мастер-класс для детей «Конструктор стихов» в ТИАМе

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Москва) приглашает детей от 6 лет в литературную мастерскую, чтобы вместе читать, сочинять стихи, придумывать интересные рифмы и забавные слова.

Во время занятия с детьми на примере нескольких произведений Г. Сапгира, В. Маяковского и Саши Чёрного состоится разговор о том, чем стихотворение (поэзия) отличается от прозы, что такое рифма и ритм, как измерить размер стихотворения, что такое белый стих и бесконечное стихотворение. Участники занятия попробуют вместе сочинить несколько разных по форме стихов и поиграют в различные игры со словами. Также ребята не только сами подберут и поменяют рифмы к некоторым детским стихотворениям Г. Сапгира, В. Маяковского и Саши Чёрного, но и придумают собственные картинки к стихам поэтов.

Проведут занятие Наталья Леонова, заведующая экскурсионным сектором «Дом И.С. Остроухова в Трубниках», Юлия Горбова, научный сотрудник отдела «Дом И.С. Остроухова в Трубниках».

30 октября, онлайн-лекция Андрея Тесли из цикла «Шесть коротких лекций о славянофильстве»: «История»

Строительство нации, как утверждают историки и теоретики, предполагает два ключевых элемента – историю и язык: выстраивание национального исторического нарратива, связного рассказа о прошлом, который объясняет настоящее и определяет будущее, дает ответ на вопрос, кто собственно эти самые «мы»; и язык – единый литературный, который позволяет взаимодействовать и понимать друг друга разным слоям и сферам, составляющим национальное «мы».

Парадоксально, но славянофилы так и не предложили целостной концепции русской истории.  Точнее, их концептуальные схемы остались в большинстве своем очень далеки от историографической практики, повлияв на последнюю лишь через введение ряда мотивов и образов, значительная часть из которых к тому же не была монополией славянофильского круга.

И тем не менее, если сами славянофилы не выстроили своей последовательной, проработанной версии русского национального исторического нарратива – они выстроили в высшей степени интересную концептуальную схему и существенно повлияли как на ход осмысления русского прошлого исторической наукой, так и распространенные в публике представления о нем.

О понимании славянофилами истории, и русской истории в частности, пойдет речь на предстоящей лекции.

13 ноября, онлайн-лекция Андрея Тесли из цикла «Шесть коротких лекций о славянофильстве»: «Нация»

XIX век явился эпохой не столько «наций» – они в это время только возникали, для них складывались предпосылки и условия – сколько «национализмов», как раз тех концептуальных рамок и систем образов, которые в дальнейшем окажутся тиражируемы, воплощаемы и т.д., то есть станут инструментами создания наций.

Славянофилы являются одним из движений эпохи романтического национализма, наряду с аналогичными немецкими, польскими, чешскими и множеством других. О том, как славянофилы понимали «нацию» и «национальное», как был устроен их национальный проект, с какими другими русскими и не-русскими национальными проектами он конкурировал, как был вписан в свое время и отчего оказался анахронизмом в другую эпоху, и пойдет рассказ на очередной лекции из цикла об истории русского славянофильства.

27 ноября, онлайн-лекция Андрея Тесли из цикла «Шесть коротких лекций о славянофильстве»: «Эстетика»

Значение эстетических сюжетов можно объяснить, по крайней мере, двояко. Во-первых (и этого хватило бы самого по себе), многие из славянофилов сами были поэты и литературные критики. Для того времени – 1830-50-х годов – это скорее «норма», но в славянофильском кругу легче назвать тех, кто вообще не причастен к художеству, чем перечислять тех, кто так или иначе внес свой вклад в мир прекрасного.

Во-вторых, славянофильство и как философское направление, и как националистическое направление, предполагало собственную эстетическую программу, попытку выстроить свой канон, долженствовавший если не представлять, то служить приближением к идеалу искомого национального искусства.

О том, как была устроена художественная практика славянофилов, и как она сочеталась (или, намного чаще, не сочеталась) с их собственными теоретическими представлениями, и пойдет  разговор на предстоящей лекции.

11 декабря, онлайн-лекция Андрея Тесли из цикла «Шесть коротких лекций о славянофильстве»: «Славянское дело»

«Славянофилы» – имя, полученное сообществом, сложившимся вокруг Хомякова, Киреевских, Аксаковых и Самариных, почти случайно. И уж точно никак не выражающее существенного содержания их мысли.

Но тем не менее вопросы славянской общности занимали важное место в кругу славянофильской мысли и действий и приобретали с течением времени все большее значение. О славянских связях, понимании истории славянства и (внешне)политических устремлениях славянофилов, в особенности их роли в «славянском вопросе» в 1860-70-х годах, поговорим на предстоящей лекции.

25 декабря, встреча с Андреем Теслей в формате вопрос-ответ о славянофильстве.

Скоро будет доступна предварительная запись.

Программа в процессе обновления.