Лютерано-католическое кладбище

Традиционный четверговый пост о находках на тульских некрополях представляет руководитель одноименного отдела ТИАМ, к.и.н. Алексей Панин.

Сегодня речь пойдет о лютерано — католическом кладбище (1859 – 1930-х гг.)

«Когда начали завод приводить в совершенство
и выписывать наипаче во время Петра Великого разных
иностранных мастеров, то завелись и разные веры…»
Василий Зуев, 1871.

luter_1

В 1859 году проживавшие в Туле лютеране добились разрешения на выделение специального участка под захоронение усопших (длинной 36 сажен, шириной 24). Позже в созданный комитет по его благоустройству от лютеран входил коллежский советник, магистр фармации Ф.Г. Белявский (1864-1868). Официальное оформление и легализация лютеранского кладбища шло довольно долго, примерно до 1865 года, в это время в Туле и губернии появляется большое количество католиков и оформляется католическая община (в 1880-х гг.). Участок и под захоронение католиков также выделяется на лютеранском участке. Образовавшееся лютерано-католическое кладбище, называемое в народе не иначе как «немецкое» располагалось «в нескольких десятках саженей» на запад от православного «русского». Православное кладбище имело чёткую границу, сохранившиеся вал и ров (точнее два вала со рвом посередине) позволяют определить восточную границу «немецкого» кладбища (вероятно уже к началу ХХ века).
После сооружения в начале ХХ века каменной стены лютерано-католическое кладбище стало частью единого Всехсвятского (Всесвятского) кладбища Тулы, но сохранило разделение на самостоятельные участки. Для разграничения католического участка от лютеранского высаживались деревья (существовало также деление на старый и новый участок). Окончательно формирование территории некрополя «немецкого кладбища» завершилось в 1901 – 1904 годах после сооружения отдельного входа со стороны улицы Полевой (позднее Комвузовская и Мориса Тореза) с готическими башенками ворот, дорога, продолжавшаяся на кладбище липовой аллеей, вела к католическому храму Петра и Павла. На кладбище был ещё один вход, вероятно, он вёл на лютеранский участок – так на Военное кладбище к югу от стены Всехсвятского, войти можно было с поля от тюрьмы и «через немецкое кладбище в калитку».

luter_2

Организация и бытование инославного некрополя в Туле было тесно связанно с жизнью религиозных общин католиков и лютеран. После октябрьской революции 1917 года существование любых религиозных организаций в России становится всё более проблематичным. В 1931 Тульская Евангелически-лютеранская община (ТЕЛЦ), равно как и католическая, прекращает свою деятельность, кирха закрывается практически одновременно с католическим храмом. Утрата конфессиональной принадлежности быстро привела к утрате специфики и своеобразия кладбища.
В 1940-е годы на лютерано-католическом участке Всесвятского кладбища были похоронены военнопленные, умершие в лагерях: 550 человек, из них 450 немцев. Места захоронений немцев отмечены скромным железным крестом и памятным знаком, позже неподалёку появился гранитный памятник с перечислением похороненных здесь венгров.
Полевые исследования на лютеранско-католическом кладбище проводились летом 2007 года (Солодова Т.С., Дзиговская Л.Н. Майоров М.В.). Аналогичные полевые исследования и реконструкция первоначального облика «немецкого» кладбища (рис.1) были проведены летом 2016.

luter_3

Наличие каменной стены, дорожки к храму Всех Святых (с завершающей её «калиткой», предположительно той, что вела «с немецкого кладбища») и вала, позволяющего определить первоначальные северный и западный пределы православного Всехсвятского кладбища, позволяют определить и границы лютерано-католического кладбища. Липовая аллея (завершающаяся известными готическими воротами) и перпендикулярно пересекающие её дорожки дают возможность выделить на лютерано-католическом кладбище четыре участка. По обе стороны липовой аллеи чётко выделяются два участка размером приблизительно 40 на 30 метров. Учитывая первоначальные размеры кладбища евангелическо-лютеранской общины (36 на 24 саженей – то есть примерно 76 на 51 метр) и выделение на этом же месте участка для погребений католической общиной, можно считать два выделенных участка «старыми» лютеранским и католическими кладбищами. Возведение каменной стены давало возможность для появления «новых» участков к северу и к югу.
Реконструкция остаётся условной в силу того что практически ни один из ныне сохранившихся памятников на «немецком» кладбище нельзя считать оставшимся на месте погребения. Памятники активно перемещались и не менее десятка памятников установленных на захоронениях советского времени в разных местах Всехсвятского кладбища изначально отмечали погребения католиков и лютеран (рис. 2, 3, 4, 5, 6). Тем не менее, проведённая реконструкция «немецкого» кладбища позволят не просто лучше представить «инославные» погребально — поминальные традиции, но и дополнить историю города Тулы, где на протяжении десятков лет живущие полной жизнью католики, лютеране и православные дополняли друг друга.

Цифрами на схеме обозначены памятники, под которыми были погребены:

1. Скавронский Эварист Владиславович (Skowronski Ewarist) (1847 – 1909). Католик. Статский советник, губернский архитектор, муж Анны Фоминичны (ур. Салатко-Петрищо), к.т. заведовала до 1925 г. польской библиотекой г. Тулы.
2. Александрович Наталия Петровна (Aleksandrowicz Natalija, урожденная Платонова) (1852 (?) — 1900). Католичка (?). Помещица Чернского уезда Тульской губернии.
3. Бергер Станислав (Bergier Stanislaw) (1864 (?) — 1897). Титулярный советник. Умер в 33 года. Его жена Бергер Эмилия И. (Bergier Emiljaz., урожденная Ноишевская (Noisewskich)) (1874 (?)- 1896 (по старому стилю)). Умерла в 22 года. Их дочь Марья (Marja) двух дней отроду (ум. 1896). Католики.
4. Салатко-Петрищо Катарина (Катаржина) (Salatko-Petryszczo Katarzina) (1842 – 1900). Католичка. Дворянка, мать Анны Ф. Скавронской.
5. Салатко-Петрищо Томаш-Павел (Salatko-Petryszczo Tomasz-Pawel) (1826 — 1895). Католик. Дворянин, в 1893 году надворный советник Фома Михайлович Салатко-Петрищо служил в «Тульской чертёжной» в должности помощника губернского землемера. Салатко-Петрищо — тульская ветвь старинного польско-литовского дворянского рода «Salatko-Petryszczo» (Салатко-Петрище или Салатко-Петрищевых). Памятник выявлен и изучен летом 2015 года.
6. Степанов Станислав Адамович (Stepanow Stanislaw) (1868 – 1896). Католик. «Коморник» (komornik) города Тулы. Налоговый инспектор, почётный гражданин. В 1896 губернский секретарь Станислав Адамович Степанов работал в «Губернской чертёжной». Умер в 28 лет. [Его родители – Адам Степанович (Adam Stepanowych) и Мария Цонепровская/Конепровска (Maria Conieprowskia)]
7. Александрович Адольф (Aleksandrowicz Adolf) (1840 (?) — 1893). Католик. Дворянин. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает, что Александровичи — графы и дворяне. Род этот происходит из Литвы. Умер в 53 года. Иван Адольфович Александрович вероятно его сын.
8. Маттей Климент Бенедиктович (Mattei Clement) (1840 — 1909). Католик. Окончил среднее учебное заведение в Швейцарии, «швейцарский подданный», преподавал французский язык в I Тульской женской гимназии и в Тульской мужской гимназии. Памятник считался утраченным, выявить место первоначальной установки не представляется возможным.
9. Ланге Адольф Карлович (1821 (?) — 1884). Лютеранин. Коллежский секретарь, старший механик на Тульской телеграфной станции. Памятник выявлен и изучен летом 2016 года.
10. Бодиско фон, Эдуард Пауль (Edouard Paul v.Bodisco) (1806 – 1870). Александрина Бодиско (Alexandrine v.Bodisco, geb. v.Staden) (1820 — 1885). Лютеране. Бодиско — древний европейский дворянский род; прослеживается с XII века, выходцы из Голландии. Эдуард Дмитрий Павел Николаевич Бодиско сын контр-адмирала Николая Андреевича (Андреяновича) фон Бодиско (1757 – 1815), штабс-капитан артиллерии, адъютант инспектора оружейных заводов фон Штаден. Его жена: Александра Евстафьевна фон Штаден, дети: Николай-Густав (1855-?), Александр-Эдуард-Константин (1856-?), Екатерина, вышедшая за муж «за барона Стандершильд» (Стандершельд (?)). Памятник выявлен и изучен летом 2007 года.
В 1896 году титулярный советник Николай Эдуардович Бодиско служил в должности помощника столоначальника на Императорском Тульском оружейном заводе (имел собственный дом на улице Рубцовской). Семья дворян Бодиско имела дом в Туле на Хлебной площади. В 1857 году статский советник Бодиско [Дмитрий Николаевич (?)] пожертвовал тульской евангелическо-лютеранской общине два дворовых места на улице Миллионной, одно было отдано под кирху, другое под пасторский дом.
11. Хотсшмидт Иоганнес (Hotzshmied (Hotz Schmied) Iohannes) (1824 — 1888). Лютеранин.
12. Дренник фон, Матильда (Mathilde von Drennick) (1811 — 1882). Лютеранка.
13. Шмидт Берта (Scmidt Berhta, geb. Rosenplanter) (1824 — 1896). Лютеранка. Памятник выявлен и изучен летом 2016 года.
14. Шмидт (Schmidt) (… — 1896). Лютеранин (?).
15. Шембель Здиславек (Zdzislawek Szembel) (1896 — 1903). Католик. В Туле проживала Стефания Штембель (1856 — 1889), дворянка жена Ю. Шембель. Шляхетский, имевший собственный герб, род Шембель (Szembel) проживал на территории Великого Княжества Литовского и Витебской губернии.

luter_4